автор текста: Наталия Горюшкина для портала Осинка.ру
Мода капризна, как младенец, и такой она была всегда. Но как мода на одежду, постоянно меняются и представления о канонах женской красоты. Давайте совершим небольшой экскурс в историю и посмотрим, как менялся женский образ в европейском искусстве на примере известного всем классического сюжета - Трех граций.
Три грации: как менялись эталоны женской красоты
Мода капризна, как младенец, и такой она была всегда. Но как мода на одежду, постоянно меняются и представления о женской красоте. И это было не только в XX веке. И в прошлом, оказывается, были и свои Твигги, и свои Мерелин Монро... Предлагаю убедиться в этом на примере известного мифологического сюжета - Трех Граций, посмотреть, какими их видели художники разных эпох в европейской истории.
У древних римлян грациями называли богинь молодости, прелести и веселья, распространяющие радость и очарование. Традиционно они изображались в виде трех прекрасных девушек. В древнегреческой мифологии им соответствуют хариты - три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.
Считается, что именно в Древней Греции родилось их каноническое изображение. Так, они обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Этот сюжет позднее многократно копировался разными художниками.
Древний Рим, I в. до н.э.
Римское искусство жило по строгим канонам, которые никому даже не приходило в голову нарушать. Идеалом красоты считалась фигура с точным соблюдением математических пропорций между разными частями тела. И женская фигура тут не была исключением - выше всего почиталось соответствие нормам гармонии. Отсюда и широкие бедра. маленькие груди, физически развитое тело спортсменок.
Однако постепенно даже в каноническом искусстве появляется индивидуальность. Так Грации на фреске уже более живые, с чертами индивидуальности (разная длина ног, различия в фигуре). Но сохраняются прежние пропорции тела (длинный торс, короткие ноги, широкие бедра, маленькая грудь, узкие плечи - фигура девушки, а не женщины).
Рафаэль (Италия), XVI век.
На картине Рафаэля изображены все те же три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства.
В это время в европейском искусстве возникает интерес к человеку и к человеческому телу. В образе женщины постепенно появляются реалистичность - и как следствие - округлость округлость форм. Мягкие округлые плечи и колени, пухлые руки и ноги, объемный таз, и по прежнему маленькая грудь. Может потому, что женщина скорее воспринималась как символ совершенства, чем как реальность?
Ханс Бальдунг (Германия), XVI век
В Средние века в Германии - господство христианства, в том числе и в искусстве. Символом женской привлекательности становится Дева Мария - образ идеальный и, наверное поэтому так непохожий на обычных земных женщин. И в женских изображениях той поры на первый план выходят черты, уместные скорее на иконах, чем на портретах - крупная голова, четкий овал лица, большие ясные глаза, тонкие губы, слабые покатые плечи, длинные ноги и тонкие щиколотки и… округлый животик. Для этого красавицы того времени даже подкладывали специальную подушечку под платье.
И, наверное по той же причине, три Грации образца XVI века - самые одетые.
Рубенс (Голландия), XVII век.
И вот наступила эпоха барокко. Вместе с его желанием все приукрасить, придать пышность, значимость и объем, иногда доходившие до абсурда. Женское тело не стало исключением - художники того времени в своих женских портретах нарочито подчеркивают и даже визуально увеличивают бедра, грудь, плечи, длину ног.
Наступает эпоха раскрепощения. Женщину раздевают, чтобы впервые показать во всей красе ее тело. Во времена барокко и рококо воспевают богатства, телесные утехи, в том числе и любовные. Полная женщина - богатая и физически крепкая, дарящая любовь.
Именно такими представлены Грации на полотнах Питера Пауля Рубенса - настоящими рубенсовскими женщинами!
Жан-Батист Реньо (Франция), XVIII век
XVIII век, в Европе процветает неоклассицизм и романтизм. Человек словно устал от пышных нагромождений женского тела и охотно возвращение к классическим канонам. А романтизм привносит в женский образ нотки романтики и изящества. В живописных и скульптурных работах того времени подчеркивается утонченность женщины, ее грациозность, чувственная нежность и академическая строгость тонких черт.
Отсюда и такие особенные Грации на картине Ж.-Б. Реньо - статные, с высокими фигурами, тонкими талиями, округлой линией бедер, маленькими, чуть выпуклыми животиками, аккуратными грудками, целомудренно прикрываемыми локтями и плечиками. Эти Грации как будто стесняются своей наготы. И в то же время их тела словно светятся, притягивают вор этим внутренним светом.
Антонио Канова (Италия), нач. XIX века
И вот на смену романтизму приходит ампир. Мир, словно запутавшись в стилях, вновь вспоминает про законы гармонично сложенного тела, характерные для античных времен. И это даже было е обращение к канонам античности, а прямое заимствование черт, без какой бы то ни было попытки переработать ее, привнести что-то свое.
Основная идея эпохи - целомудрие & античная идеализация. И сюжет Трех Граций тут оказался как нельзя в тему.
Мы снова видим лишенные всякой индивидуальности женские фигуры, вылепленные по классическим пропорциям Древней Греции и Древнего Рима - широкие бедра, округлые плечи, изящно склоненные головки, гибкость тел. И техника работы - скульптура, а не живописное полотно - это ведь тоже своеобразный возврат к прошлому.
Надо сказать, что и мода этого времени подхватывает эти идеи, модницам предлагается совсем отказаться от корсетов - их же не было в античные времена.
Эдвард Берн-Джонс (Великобритания), конец XIX века
Конец XIX века - эпоха историзма, господство модерна. В искусстве этого времени основной акцент переносится на декоративность, украшательство. Так и в женском образе - появляется декоративность черт, загадочность, мистицизм. Женщина больше не рассматривается как просто мать и жена - она образ, полный тайн и загадок. Она не откроет себя, если того сама не захочет, будет той, кем хочет сама.
Тонкие бестелесные руки, очень узкие щиколотки, стройная гибкая шея, узкая талия, ямочки на ягодицах: Грации на картине этого времени скромны и горды. А необычные голубые тени словно подчеркивают их внутреннюю тайну.
П. Пикассо (Испания), начало XX века
XX век наряду с индустриализацией и промышленным ростом привнес и в искусство некую механистичность. Грации начала XX века - это кубизм, эпатаж, свобода всех эмоций.
Женщина больше не стесняется своей сущности и внешности, она - толстая или худая - прекрасна. И хотя мужчине по-прежнему интересны внешне здоровые и крепкие женщины, он хочет видеть их слабыми и женственными, скромной матерью и идеальной женой.
Так и Грации кисти Пикассо раскрепощены, но при этом скромны, их глаза опущены, а руки ... по прежнему прикрывают наготу.
И. Штанге (Россия), XX век
В России же XX век привнес в искусство и другой образ - классический образ русской женщины, статной красавицы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и построит социализм. Образ, унаследованный их полотен Кустодиева, Серова, Петрова-Водкина, Дейнеки.
В трех Грациях этого времени мы наблюдает удивительную смесь физической крепости и изящества, реалистичности и раскрепощенности. Тут и русские лица, и крестьянские крепко сбитые фигуры, и крупная грудь, символизирующая материнство, и широкие размашистые движения, в каждом из которых чувствуется сила и уверенность.
А. Сулимов (Россия), XXI век
А какими могут быть изображены Грации - наши современницы?
О, они очень разные! Сильные, стильные, уверенные в себе и своей неповторимости, индивидуальности, самостоятельные, но при этом остающиеся слабыми изящными женщинами, хрупкими и загадочными.
Но, каждая из вас может ответить на этот вопрос, просто подойдя к зеркалу...