Три грации: как менялись эталоны женской красоты
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Стиль, мода, образ
| Три грации: как менялись эталоны женской красоты

автор текста: Наталия Горюшкина для портала Осинка.ру

Мода капризна, как младенец, и такой она была всегда. Но как мода на одежду, постоянно меняются и представления о канонах женской красоты. Давайте совершим небольшой экскурс в историю и посмотрим, как менялся женский образ в европейском искусстве на примере известного всем классического сюжета - Трех граций.


Три грации: как менялись эталоны женской красоты

Мода капризна, как младенец, и такой она была всегда. Но как мода на одежду, постоянно меняются и представления о женской красоте. И это было не только в XX веке. И в прошлом, оказывается, были и свои Твигги, и свои Мерелин Монро... Предлагаю убедиться в этом на примере известного мифологического сюжета - Трех Граций, посмотреть, какими их видели художники разных эпох в европейской истории.

У древних римлян грациями называли богинь молодости, прелести и веселья, распространяющие радость и очарование. Традиционно они изображались в виде трех прекрасных девушек. В древнегреческой мифологии им соответствуют хариты - три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.

Фото. "Три грации". Римская копия II в. с эллинского оригинала, Париж, Лувр.
Фото. "Три грации". Римская копия II в. с эллинского оригинала, Париж, Лувр.

Считается, что именно в Древней Греции родилось их каноническое изображение. Так, они обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Этот сюжет позднее многократно копировался разными художниками.

Древний Рим, I в. до н.э.

Римское искусство жило по строгим канонам, которые никому даже не приходило в голову нарушать. Идеалом красоты считалась фигура с точным соблюдением математических пропорций между разными частями тела. И женская фигура тут не была исключением - выше всего почиталось соответствие нормам гармонии. Отсюда и широкие бедра. маленькие груди, физически развитое тело спортсменок.

Фото. "Три грации". Фреска из Помпей, ок. 60 г. до н.э.
Фото. "Три грации". Фреска из Помпей, ок. 60 г. до н.э.

Однако постепенно даже в каноническом искусстве появляется индивидуальность. Так Грации на фреске уже более живые, с чертами индивидуальности (разная длина ног, различия в фигуре). Но сохраняются прежние пропорции тела (длинный торс, короткие ноги, широкие бедра, маленькая грудь, узкие плечи - фигура девушки, а не женщины).

Рафаэль (Италия), XVI век.

На картине Рафаэля изображены все те же три Грации, — Невинность, Красота и Любовь, — каждая держит в руке совершенный золотой шар, символ совершенства.

Фото."Три грации". Рафаэль Санти, 1504-1505 гг., Галерея Шантильи.
Фото. "Три грации". Рафаэль Санти, 1504-1505 гг., Галерея Шантильи.

В это время в европейском искусстве возникает интерес к человеку и к человеческому телу. В образе женщины постепенно появляются реалистичность - и как следствие - округлость округлость форм. Мягкие округлые плечи и колени, пухлые руки и ноги, объемный таз, и по прежнему маленькая грудь. Может потому, что женщина скорее воспринималась как символ совершенства, чем как реальность?

Ханс Бальдунг (Германия), XVI век

В Средние века в Германии - господство христианства, в том числе и в искусстве. Символом женской привлекательности становится Дева Мария - образ идеальный и, наверное поэтому так непохожий на обычных земных женщин. И в женских изображениях той поры на первый план выходят черты, уместные скорее на иконах, чем на портретах - крупная голова, четкий овал лица, большие ясные глаза, тонкие губы, слабые покатые плечи, длинные ноги и тонкие щиколотки и… округлый животик. Для этого красавицы того времени даже подкладывали специальную подушечку под платье.

Фото. Три грации, Ханс Бальдунг, 1540 г., Мадрид, музей Прадо.
Фото. Три грации, Ханс Бальдунг, 1540 г., Мадрид, музей Прадо.

И, наверное по той же причине, три Грации образца XVI века - самые одетые.

Рубенс (Голландия), XVII век.

И вот наступила эпоха барокко. Вместе с его желанием все приукрасить, придать пышность, значимость и объем, иногда доходившие до абсурда. Женское тело не стало исключением - художники того времени в своих женских портретах нарочито подчеркивают и даже визуально увеличивают бедра, грудь, плечи, длину ног.

Фото."Три грации". Питер Пауль Рубенс, ок. 1640 г., Мадрид, музей Прадо.
Фото. "Три грации". Питер Пауль Рубенс, ок. 1640 г., Мадрид, музей Прадо.

Наступает эпоха раскрепощения. Женщину раздевают, чтобы впервые показать во всей красе ее тело. Во времена барокко и рококо воспевают богатства, телесные утехи, в том числе и любовные. Полная женщина - богатая и физически крепкая, дарящая любовь.

Именно такими представлены Грации на полотнах Питера Пауля Рубенса - настоящими рубенсовскими женщинами!

Жан-Батист Реньо (Франция), XVIII век

XVIII век, в Европе процветает неоклассицизм и романтизм. Человек словно устал от пышных нагромождений женского тела и охотно возвращение к классическим канонам. А романтизм привносит в женский образ нотки романтики и изящества. В живописных и скульптурных работах того времени подчеркивается утонченность женщины, ее грациозность, чувственная нежность и академическая строгость тонких черт.

Фото. "Три грации". Жан-Батист Реньо, 1793 u., Париж, Лувр.
Фото. "Три грации". Жан-Батист Реньо, 1793 u., Париж, Лувр.

Отсюда и такие особенные Грации на картине Ж.-Б. Реньо - статные, с высокими фигурами, тонкими талиями, округлой линией бедер, маленькими, чуть выпуклыми животиками, аккуратными грудками, целомудренно прикрываемыми локтями и плечиками. Эти Грации как будто стесняются своей наготы. И в то же время их тела словно светятся, притягивают вор этим внутренним светом.

Антонио Канова (Италия), нач. XIX века

И вот на смену романтизму приходит ампир. Мир, словно запутавшись в стилях, вновь вспоминает про законы гармонично сложенного тела, характерные для античных времен. И это даже было е обращение к канонам античности, а прямое заимствование черт, без какой бы то ни было попытки переработать ее, привнести что-то свое.

Фото."Три грации". А. Канова (Италия), 1813 - 1816 гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Фото. "Три грации". А. Канова (Италия), 1813 - 1816 гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Основная идея эпохи - целомудрие & античная идеализация. И сюжет Трех Граций тут оказался как нельзя в тему.

Мы снова видим лишенные всякой индивидуальности женские фигуры, вылепленные по классическим пропорциям Древней Греции и Древнего Рима - широкие бедра, округлые плечи, изящно склоненные головки, гибкость тел. И техника работы - скульптура, а не живописное полотно - это ведь тоже своеобразный возврат к прошлому.

Надо сказать, что и мода этого времени подхватывает эти идеи, модницам предлагается совсем отказаться от корсетов - их же не было в античные времена.

Эдвард Берн-Джонс (Великобритания), конец XIX века

Конец XIX века - эпоха историзма, господство модерна. В искусстве этого времени основной акцент переносится на декоративность, украшательство. Так и в женском образе - появляется декоративность черт, загадочность, мистицизм. Женщина больше не рассматривается как просто мать и жена - она образ, полный тайн и загадок. Она не откроет себя, если того сама не захочет, будет той, кем хочет сама.

Фото. "Три грации". Эдвард Берн-Джонс (Великобритания), 1890-1896
Фото. "Три грации". Эдвард Берн-Джонс (Великобритания), 1890-1896

Тонкие бестелесные руки, очень узкие щиколотки, стройная гибкая шея, узкая талия, ямочки на ягодицах: Грации на картине этого времени скромны и горды. А необычные голубые тени словно подчеркивают их внутреннюю тайну.

П. Пикассо (Испания), начало XX века

XX век наряду с индустриализацией и промышленным ростом привнес и в искусство некую механистичность. Грации начала XX века - это кубизм, эпатаж, свобода всех эмоций.

Фото. "Три грации". П. Пикассо, 1908, Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Фото. "Три грации". П. Пикассо, 1908,  Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Женщина больше не стесняется своей сущности и внешности, она - толстая или худая - прекрасна. И хотя мужчине по-прежнему интересны внешне здоровые и крепкие женщины, он хочет видеть их слабыми и женственными, скромной матерью и идеальной женой.

Так и Грации кисти Пикассо раскрепощены, но при этом скромны, их глаза опущены, а руки ... по прежнему прикрывают наготу.

И. Штанге (Россия), XX век

В России же XX век привнес в искусство и другой образ - классический образ русской женщины, статной красавицы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и построит социализм. Образ, унаследованный их полотен Кустодиева, Серова, Петрова-Водкина, Дейнеки.

Фото. "Три грации". И. Штанге, 1920 г.
Фото. "Три грации". И. Штанге, 1920 г.

В трех Грациях этого времени мы наблюдает удивительную смесь физической крепости и изящества, реалистичности и раскрепощенности. Тут и русские лица, и крестьянские крепко сбитые фигуры, и крупная грудь, символизирующая материнство, и широкие размашистые движения, в каждом из которых чувствуется сила и уверенность.

А. Сулимов (Россия), XXI век

А какими могут быть изображены Грации - наши современницы?

Фото. "Три грации". А. Сулимов, 2011 г., Тольятти.
Фото. "Три грации". А. Сулимов, 2011 г.,  Тольятти.

О, они очень разные! Сильные, стильные, уверенные в себе и своей неповторимости, индивидуальности, самостоятельные, но при этом остающиеся слабыми изящными женщинами, хрупкими и загадочными.

Но, каждая из вас может ответить на этот вопрос, просто подойдя к зеркалу...


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания