Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

Серьги: долгий путь от античности до наших дней


  Осинка // Школа шитья / Рукоделие и декор /

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. А. Брюллов "Портрет Н.Н. Пушкиной", 1832 г.

В наши дни серьги - наверное самое популярное дамское украшение. Их носят и совсем маленькие девочки, и юные леди, и деловые женщины, и зрелые солидные дамы. И каждая может подобрать себе подходящие по форме лица, стилю одежды, настроению, каким-то личным предпочтениям... 

И мало кто догадывается, что серьги возникли как мужской аксессуар и не являлись украшениями, они скорее выступали в роли знака различия, талисмана... И, прежде чем попасть в наши шкатулки для украшений, серьги прошли долгий и очень интересный путь...

Пасхальное яйцо

Фото. "Мальчик со стилом",  Древний Рим, Помпеи. Нач. I в.

Для начала немного теории... Серьги в русском языке имеют два названия: более строгое и официальное "серьги" и более мягкое, обиходное "сережки".  Считается, что слово "серьга" было заимствовано из древнерусского, куда оно, в свою очередь, пришло из тюркского языка: "syrγa" — "кольцо". Серьги буквально — "ушные подвески в виде кольца".

Если и другая версия, она отражена в этимологическом словаре Фасмера. "Серьга" является преобразованным древнерусским словом "усерядзи" (userędzi), а оно -  преобразованием готского "ausihriggs" (ушные кольца).

А вот со словом "сережка" все еще интереснее... Помимо ласкательной разговорной формы от слова "серьга", оно еще означает:

  1. Соцветие в виде кисти мелких цветов, например у березы, ольхи (замечали, они и правда напоминают особой формы серьги?).
  2. Колечко для пристегивания ремешка в уздечке.

Вот и остается гадать - это женские серьги дали имя ольховой сережке, или наоборот.

Хотя в другом все словари абсолютно единодушны - первые серьги появились в Азии примерно 3000 - 2500 лет до н. э., имели форму кольца и носили их преимущественно ... мужчины. Именно такие серьги археологи обнаружили в захоронениях знатных особ на территории современного Ирана. Правда серьги тогда вовсе не были украшениями - они служили скорее знаком отличия. Так для древних египтян и ассирийцев серьга символизировала высокое положение в обществе. Считается, что именно тогда вслед за мужчинами их стали носить и женщины и именно в те времена появилась и другая популярная разновидность серег - подвески. Сперва их делали, переплетая кольца между собой, позднее - стали использовать при их изготовлении драгоценные и полудрагоценные камни.

В древнем Риме серьга была знаком раба, а в Древней Греции их носили только куртизанки. Но, видимо, тоже не очень долго, потому что уже на фаюмских портретах (а это I—III века н. э.) мы видим изображения женщин в красивых серьгах-подвесках самой различной формы. Кстати, эта тенденция сохранялась долгие годы: знать предпочитала серьги-подвески. простолюдины носили серьги в виде колец.

Фото. Фаюмские портреты. I—III веков н. э.

Фото. (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) "Динарий кесаря", 1516 г

Большой любовью  золотые и серебряные серьги пользовались в странах Древнего Востока, причем во многих странах они считались оберегами. В Индии, например, серьги носили тоже как мужчины, так и женщины, и для индусов  они являлись как защитой от  дурного глаза или порчи, так и  признаком достатка. Причем, серьги носили (а многие индийские женщины и носят до сих пор)  не только в ушах, но и в ноздре. 

Не менее популярны серьги были и в Китае. В странах Средней Азии издавна существовала традиция одевать первые серьги девочкам еще в младенчестве. Они были в виде крохотных золотых колечек и оберегали свою маленькую хозяйку от злых духов. Когда же девушка выходила замуж, она меняла эти сережки на подвески с драгоценными, а число камней соответствовало количеству детей, которых ожидали в будущем от молодой жены.

Куда интереснее была история серег в средневековой Европе - там они по прежнему оставались мужским украшением - традиции того времени обязывали женщин покрывать голову,  поэтому серег просто не было видно под чепцами и платками. Свободно серьги тогда носили только цыганки - на них каноны не распространялись. Да и цыгана нередко можно было увидеть с серьгой в ухе. Серьгу продевали в ухо мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка, а также единственному сыну в семье.

Так продолжалось до  XIII в, когда католическая церковь ввела запрет на прокалывание ушей (как и на любое изменение тела, созданного "по образу и подобию"). Носить серьги продолжали .... все те же цыгане (до них этот запрет судя по всему попросту не дошел), а еще - воры и пираты. Для них это было своеобразным выражением протеста обществу,  бесстрашия перед церковным судом и знаком принадлежности к преступному миру. Для пиратов каждая серьга в ухе означала захваченный и разграбленный корабль. Причем, пираты предпочитали носить золотые серьги. Они считали, что если им суждено будет погибнуть чужбине, то золотая серьга будет залогом того, что их кто-нибудь похоронит на вырученные от ее продажи деньги.

Фото. К. Горбунов "Цыганка", 1851 г.

Фото. К. Маковский "Восточная девушка (Цыганка)", 1878 г.

Позднее серьги появились в ушах и обычных, законопослушных моряков - они означали, что их обладатель обогнул Мыс Горн (т.е. совершил кругосветное путешествие).  Такой моряк имел право в любом портовом кабаке получить бесплатно одну  кружку рома и безнаказанно класть ноги на стол.

Серьги вернулись в уши мужчин лишь в эпоху Возрождения (не смотря на то, что  де-юре запрет на их ношение никто не отменял). Видимо, о нем попросту забыли... Особо популярны они были в Италии. Там для их изготовления стали использовать дорогие камни и крупные жемчужины в форме груши. И все чаще на портретах знати тех времен можно увидеть серьгу, украшающую ухо. Почему на портретах мужчин? Потому что в те далекие времена мужчины реже носили длинные волосы (вспомним картины Сандро Ботичелли)!

Именно из Италии в XVI-XVII веках мода на серьги распространилась по всей Европе, а сами серьги постепенно стали украшением и у женщин. Ведь изменилась мода на женские прически -  они стали более сложными и изящными и больше не закрывали уши.

Во времена Людовика XIV (это конец XVI - начало XVII века) главную роль в европейской моде стали играть французские ювелиры. Сережки той эпохи назывались "жирандоли" и своим видом напоминали небольшие люстры. Обычно их делали с тремя подвесками, в роли которых выступали крупные алмазы или жемчуг. Позднее, в эпоху рококо появились "бриолезы" – серьги с подвесками, которые могли свободно вращаться  при движении. 

Фото. Тициан (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) "Портрет молодой женщины в шляпе с пером". 1530-е гг.

Фото. Неизвестный художник. "Портрет французского короля Генриха III", 1571-81 гг.

Цыплята

Фото. И. Репин Запорожец. Этюд к картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1884 г.

В Древней Руси серьги были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Но до  XII века их носили только воины - они обычно прокалывали себе одно ухо. Древнерусские серьги обычно изготавливались в виде обруча, на  который вешали всевозможные подвески, по количеству которых серьги и назывались: "одинец", "двойчатка", "тройчатка"... Подвесками могли быть кольца меньшего размера, пластины из метала, небольшие стержни с нанизанными на них сверлеными камнями, жемчугом, бусинами из коралла или стекла... А мужчин, носивших такие серьги, так и называли - "серьгач". 

Позднее серьги стали и популярным женским украшением. Так  XIV веке в Древнем Новгороде были очень распространены серьги в виде вопросительного знака. Они состояли из стержня, выполне7ного из бронзовой проволоки, изогнутого наподобие вопросительного знака, на конец которого надевали бусины. Чтобы бусины плотно держались, стержень плотно обвивали проволокой, а его кончик загибали петлей. Бусины были каменные (яшма), янтарные, стеклянные (зеленые, желтые, красные, синие), металлические (бронзовые). Длина таких серег  могла достигать 6,5 см. На Русь этот вид украшений пришел с Востока (аналогичные серьги известны в древностях Волжской Болгарии, Золотой Орды и др.).

В Московском царстве и мужчины, и женщины  серег не носили. В петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью - мочки ушей были скрыты под длинными париками.  Зато серьги  вовсю носили холопы - для них серьга в ухе была символом принадлежности хозяину.

Очень интересный обычай носить серьги был распространен в казачьем сословии.  Их  серьги имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Серьга в левом ухе у казака означала, что он единственный  сын у матери, серьга в правом — что он последний мужчина в роду или единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого казака. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло. Чем то напоминает традиции цыган, не правда ли?..

Фото. И. Вишняков "Портрет С.С.Яковлевой", 1756 г., Эрмитаж

Фото. И. Аргунов "Портрет дамы в голубом платье", 1760 г.

В елизаветинские времена парики стали короче, и мочки придворных модников и модниц украсились серьгами самой разнообразной формы. Во времена императора Павла I уши прокалывали и военные. Причем, солдаты носили именно женские серьги, которые им дарили женщины, чтобы уберечь их от шальной пули. И снова на своей многовековой истории серьги служили оберегом и талисманом. Но эта мода как-то не прижилась...

Зато дамы очень полюбили этот аксессуар - в портретной галерее  XIX века не встретишь, наверное, ни одного женского портрета, где не были бы изображены серьги. Причем, часто довольно массивные, с целым каскадом подвесок. Такая в те времена была мода. Понятно, что подобные шедевры могли позволить себе только очень богатые дамы.

Все изменилось в динамичном XX веке. Мода на тяжелые "жирандоли" постепенно отошла, и они уступили место более компактным, но не менее красивым и изысканным моделям. Все чаще мастера стали делать серьги, используя поделочные камни, дерево, слоновую кость. Кроме того, настоящая революция в ювелирном деле привела к совершенствованию технологий обработки металлов, были придуманы новые типы застежек, новые формы и виды сережек. Именно тогда и появились так популярные сейчас серьги-пуссеты, гвоздики, клипсы... Но вот серьги стали носить исключительно женщины.... И не только носить, но и часто мастерить. Вместе с модой на стиль хэндмейд появились и украшения в этом стиле. Причем, мастера и мастерицы часто используют традиции других эпох и других культур, восточных, индейских или африканских, где серьги никогда не выходили из моды. И из под их пальцев выходят настоящие шедевры...

А вот мужская мода на серьги - более простые и не такие изысканные, как женские- вернулась только ближе к концу  XX века, с началом движения хиппи, для которых серьги являлись атрибутом общественного протеста... Как видите, увлекательная и удивительная история  серег опять повторяется...

Фото. "Летний день", серьги пуссеты гвоздики. Хрустальный жемчуг сваровски,  шпинель капли, божьи коровки позолоченные. Автор: Katya-design.

Фото. Серьги из авторских стеклянных бусин lampwork цвета морской волны с золотыми тычинками, фурнитура - серебро. Автор - Свиристель

Фото. Нежнейшие сережки из обвязанных хлопком бусин и искусственного жемчуга. Автор - IrinaS..

*17.05.2015*


 

онлайн-курсы
Профессиональный цветовой круг: сделай сама за 30 минут!

Онлайн курс на Осинке

Профессиональный цветовой круг: сделай сама за 30 минут!

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18