Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

История рукоделий: кружево в России.


  Осинка // Школа шитья / Рукоделие и декор /

Фото. Василий Тропинин "Кружевница", 1823 г.

Автор: Наталия Горюшкина

Кружево - искусство поистине интернациональное. В прошлой статье мы уже обсуждали, что у каждого народа, в каждой стране существовали свои кружевные приемы и кружевные традиции... Не стала исключением и Россия. И хотя влияние Европы заметно и в развитии русского кружевного мастерства в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный национальный характер.

Русское слово "кружево" (в старину говорили "круживо") произошло, скорей всего, от слов "круг", "кружить" — что означало "окружать", "обшивать по кругу".  Ведь в те времена кружевные мотивы использовались преимущественно для отделки одежды.

Но есть и другая версия, что слово "круживо", "кружить" произошло от техники работы, потому что во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, "кружили".

Слово "кружево" на Руси впервые упоминается в XIII веке, в Ипатьевской летописи: там говорится о князе Данииле Галицком, на котором при свидании с  королем венгерским был надет "кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит" (1252 г), а в записи, датированной 1288 годом рассказывается, что после смерти знаменитого Владимира Галицкого "омывше и увиша и (его) оксамитом с круживом, – яко же достоит Царем, и возложиша и на сани, и повезоша".

До наших дней дошло несколько образцов кружев XV века, в частности, кружево, нашитое на покров к мощам преподобного Сергия Радонежского, находящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, и образец из церкви Рогожского погоста бывшего Рогожского-Преображенского монастыря. Русские кружева тех времен были сплетены из золотых и серебряных нитей и состояли расположенных на сетке ромбов и петель, с прямыми краями, украшенными маленькими зубчиками.

Фото. Василий Верещагин "Кружевница", 1890-е гг.

Но больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, с тех времен сохранились  церковные облачения, княжеские и царские наряды, богато украшенные кружевными мотивами.

Кружевные техники XVII века носили очень красивые и интересные названия, из которых становится понятны их назначение и  технология изготовления: круживо ткано в кружки, круживо ткано в цепки, круживо ковано золото, круживо прядено, круживо низано жемчугом, круживо петельчатое, решетчатое, цепковое, колесчато, делано в кружки (т.е. вокруг изделия), в проём, в городы, зубчатое и т.п. Кстати, название "в городы" применялось мастерицами вплоть до XIX века и служило для  обозначения отделки, заканчивающейся большими фигурными зубцами.

А вот насчет происхождения этого вида рукоделия историки не могут прийти к единому мнению. Так исторически во многих районах Сибири  и в Пермском крае "кружевом" называли вышитые на полотне по выдернутым нитям ажурные участки. Хотя в были и местности, например Мценский и Елецкий уезды (территория нынешней Орловской области), где кружевные техники было очень развиты, но собственно слово "кружево" не употреблялись никогда. Вместо него использовали слова "край" и "прошивка": "амчанский край", "елецкий край", "елецкая прошивка" и т. д.

Нетрудно догадаться, что словом "край" обозначался кружевной мотив, как правило с зубчатым или фестончатым краем, которым украшали края изделия. "Прошивка" - это кружевное полотно с прямыми краями, которое вставляли между кусками материи. 

Фото. Василий Тропинин "За прошивками", 1830-е г.

Из всего этого понятно, что кружево, хотя и берет свои начало от традиционной русской счетной ажурной вышивки, но уже с XV - XVII веков складывается в самостоятельный вид рукоделия, выполняемый отдельно от основного изделия и позже нашивавшийся на него.  Получается, что корни русского кружева вряд ли могут происходить из средневековой Европы. Не исключено, что его предтечей стали вышивки и плетения из Египта коптского периода (IV - VII вв).

Очень интересен необычный опыт, проведенный в конце XIX века в Мариинской практической школе кружевниц, которую возглавляла Софья Александровна Давыдова (урожд. фон-Гойер, 1842-1915) – большой знаток русского прикладного художественного творчества и автор книги "Русское кружево и русские кружевницы".  В школу были доставлены коллекции вышивок, тканей и ажурных изделий, добытых из коптских гробниц и хранящихся в Эрмитаже. В их числе была и разновидность особых плетеных головных уборов, техника которых внешне напоминала плетеное кружево. Ученицы под руководством преподавательниц попытались воспроизвести плетения на коптских головных уборах при помощи коклюшек на обычной кружевной подушке - именно эти инструменты традиционно применялись в те годы всеми кружевницами. В результате получилось кружево очень схожее с оригиналом.

Но еще большего сходства удалось достичь, использовав для работы не подушку, а раму (или пяльцы), на которых выполнялись вышивки. В ходе этого необычного "опыта" были подробно изучены приемы коптских мастериц: Например, что вся работа  выполнялась в одну сторону, справа налево, что особыми переплетами ниток можно получить и плотную дорожку, и ровные прозрачных решетки, и дырочки разных размеров -  а именно из этих элементов и состояло коптское плетение. Но главное -  что получить двухстороннее коптское кружево можно только работая коклюшками (любые другие техники  -вязания на спицах и крючком,  шитья - позволяют получить изделия, имеющие две стороны, лицо и изнанку). Так что не исключено, что кружевное мастерство пришло в Россию из Египта одновременно с Европой.

Фото. Евгений Кацман "Калязинские кружевницы", 1928 г.

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона об этом сказано так: "Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…" Еще упоминается кружево украшенное камнями, жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и даже бархатильное.

Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было достоянием только высшего класса. Кружева на Руси носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. И само кружевоплетение в России не подвергалось никаким запретам и ограничениям, как это было во многих странах Европы.

Однако кружевное производство в стране претерпело значительные изменения при Петре I. Его указы, начиная с 1699 г., запрещали старинные народные одежды и наряды, предписывая носить европейское, преимущественно немецкое платье. Вместе с ним пришла мода и на европейские кружева.

Россия, как и другие страны, не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ "розоватые брабантские манжеты", поскольку это подрывало сельское хозяйство и развитие собственных мануфактур. В связи с этим Император издал указ о развитии в стране  кружевных промыслов, но ... по европейским образцам.

Фото. Н. М. Ширякин "Портрет кружевницы А.С. Брантовой из кружевной артели колхоза "Правда", 1947 г.

В Москве долгое время ходило предание, что  в 1725 г. император Петр I выписал из брабантских монастырей лучших кружевниц для обучения прядению и плетении кружев специально набранных бездомных детей в мастерских Новодевичьего монастыря.

Считается также,  что именно по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были приглашены монахини из Венеции для обучения местных женщин "плести иглой узоры". Так в те годы называли  кадомский вениз - уникальную игольную вышивку белым по белому.

Жены придворных, видя такое расположение государя к кружевному искусству, сами начали осваивать новый вид рукоделия и распространять его среди своих крепостных. Но и традиционные русские техники не были утрачены - они сохранялись   и развивались в монастырях и крестьянских семьях.

Про крестьян над сказать особо - в течение многих лет кружевное производство в России было популярно и востребовано исключительно благодаря бесплатному крепостному труду в помещичьих усадьбах. Не удивительно, что после освобождения крестьян кружевное ремесло в стране стало постепенно приходить в упадок.

Фото. Н. П. Тимофеев "Кружевница".

Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году  уже упоминавшаяся Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Ими даже был придуман особый вид кружева, которое получило за границей название "point de Moscou". Именно в те годы кружево стало постоянной статьей экспорта.

Советская власть, к сожалению, в первые годы почти полностью искоренила кружевные производства, ведь эти тонкие ажурные, богатые изделия совершенно не вписывались в скромный советский быт. Но кружева не исчезли - они стали домашним рукоделием, продукцией крохотных артелей, мастерством, бережно передаваемым от бабушек внучкам. 

И, не смотря на столько лет забвения, фраза, к примеру,  "вологодское кружево" и в наши дни остается национальным брендом и символом России.

А вы знаете, что такое вологодское кружево?

*06.08.2013*


 

онлайн-курсы
Моделирование выкроек. Продвинутый уровень.

Онлайн курс на Осинке

Моделирование выкроек. Продвинутый уровень.

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18