Это вам не Ваньку валять... Валяние на Осинке
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| Это вам не Ваньку валять... Валяние на Осинке

Автор: Вера Папкова


Это вам не Ваньку валять... Валяние на Осинке

Фото. Автор работы - Бирюза. Валеночки "Кальцеолярия" в технике мокрого валяния.
Фото. Автор работы - Бирюза . Валеночки "Кальцеолярия" в технике мокрого валяния.
Фото. Автор работы - Saulite. "Любимец семьи. Той-терьер" в технике сухого валяния.
Фото. Автор работы - Saulite . "Любимец семьи. Той-терьер" в технике сухого валяния.

Валяние… Фелтинг… Фильц… Все эти термины обозначают один и тот же процесс – превращение шерсти в войлок. Для большинства из нас, россиян, войлок, это, прежде всего, теплая и трогательная ассоциация с детством – дорога в детский сад ранним зимним утром, в кромешной тьме, держась за мамину руку или на санках… и, конечно же, детские валеночки… у кого-то с галошками, у кого-то на резиновом ходу… Вспомнили?.. Наверняка вспомнили! Такие моменты детства память хранит особенно бережно и глубоко.

На первый взгляд кажется невероятным, что такое личное, интимное воспоминание о смешных и трогательных детских валеночках имеет самую прямую и непосредственную связь с тысячелетней историей человечества. Но это именно так! Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности, из самой колыбели человечества. По-видимому, именно войлок был первым материалом, который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.

Ученые считают, что войлоку приблизительно восемь тысяч лет. Существует трогательная легенда, что когда воды Всемирного потопа отступили, люди, выпуская из Ноева ковчега на сушу спасенных животных, обнаружили под копытами овец удивительный материал. Все долгое время скитания ковчега по волнам шерсть с овец падала им под ноги и намокала, и овцы, топчась на ней в тесном загончике, сваляли ее. Так сама природа обучила человека валянию.

В этой легенде, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок действительно создается путем механического сваливания, т.е. сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно. Это происходит благодаря особой структуре шерсти – поверхность шерстинок покрыта микроскопическими чешуйками, которые, за счет определенного коэффициента трения, прочно сцепляются друг с другом.

Войлоком человечество обязано древним кочевникам-скотоводам. Именно они довели его технологию до совершенства, поскольку их бесчисленные стада поставляли в достаточном количестве овечью шерсть, сырье, необходимое для изготовления войлока. А древние скотоводческие народы, в свою очередь, обязаны войлоку буквально всем своим существованием. Само жилище кочевника, которое не только надежно и комфортно укрывало его от пронизывающих степных ветров, летней жары и страшной зимней стужи, но и одновременно служило сакральной моделью мира, было сделано из войлочных полотнищ. Его можно было очень быстро разобрать, компактно сложить и легко перевезти на любое расстояние, а главное, очень легко и быстро собрать на новом месте. Все внутреннее убранство дома кочевника, его одежда, обувь, головные уборы, детали конской упряжи – все это было из войлока.

Фото. Рисунок войлочного ковра из Пазырыкского кургана. Алтай, V в.
Фото. Рисунок войлочного ковра из Пазырыкского кургана. Алтай, V в.

Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой.

Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько различных идей приходит людям в голову?.. сколько разнообразных вещей они постоянно изобретают и придумывают… как легко человечество увлекается… и как легко эти изобретения и увлечения сменяются новыми. А вот много ли вещей сопровождают человека в своем неизменном виде на протяжении всей его истории? Войлок – одна из таких древних и поистине мистических вещей. Многие народы, которые еще не превратились в обитателей каменных джунглей и не утратили связи со своим прошлым, и сегодня делают войлок в точности так, как их далекие предки, например, в Монголии и сегодня войлочная юрта является уютным домом и священной моделью вселенной, как тысячи лет назад.

Особые, порой драматические отношения с войлоком, складывались у западной культуры. Первые мастерские, специализировавшиеся на его изготовлении, появились в Европе в XVI веке. А в XIX веке были созданы промышленные валяльные прессы и валяльные машины, в которых осуществлялось сдавливание и прокатывание шерсти при одновременном воздействии на нее специальных игл, спутывавших шерстяные волокна. К началу ХХ века валяные материалы заняли определенные специфические позиции. Тонкое сукно использовалось для шитья верхней одежды, а из более грубого шились солдатские шинели.

Трагическая история ХХ века дважды одела в солдатское сукно весь земной шар. И неслучайно – ведь именно сукно было тем идеальным материалом, который защищал солдата и помогал ему выжить в страшных военных условиях. Нет другого материала, который так же, как шерстяное сукно, держит температуру, защищая от холода, зноя и ветра… почти не намокает и почти не горит… может укрыть человека и послужить ему настоящим убежищем, почти как юрта древних кочевников.

Фетр, валявшийся из пуха, а не из шерсти, использовался – и продолжает использоваться – для производства мужских и женских шляп. О валенках мы уже вспоминали. Еще был такой забытый ныне вид обуви, как бурки – их делали из фетра, непременно белого, с кожаной союзкой и кожаной отделкой по швам. Войлочные стельки использовались в обуви из любых материалов. Осталось упомянуть обширное техническое использование войлока в тех случаях, когда требуется шлифование, изоляция, утепление – и список применений валяных материалов в первой половине XX века будет практически полным.

Как видите, список не слишком длинный. А главное, ни одна из этих позиций явно не выглядит остроактуальной с точки зрения дизайна. Между тем, в последние годы во всем мире наблюдается настоящий бум интереса к валянию, фелтингу, фильцу – каким бы из этих терминов ни воспользоваться. Причем интерес этот именно дизайнерский, остроактуальный и поистине массовый. Что же случилось? Чем обусловлен этот новый поворот в тысячелетней истории войлока?

Фото. Йозеф Бойс. 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник.
Фото. Йозеф Бойс. 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник.

Однажды, зимой 1943 года, тысячелетняя история войлока пересеклась с личной историей одного человека. Звали его Йозеф Бойс. Он планировал стать врачом… но ХХ век отменил и сломал многие личные планы! В 1943 году, когда самолет немца Йозефа Бойса, летчика Люфтваффе, был сбит над Крымом, ему было 22 года.

Его искалеченное, обмороженное, бесчувственное тело подобрали местные жители – крымские татары. Они и выходили его древними народными методами. Одним из основных элементов этого лечения было укутывание предварительно растертого бараньим салом больного в войлочные кошмы. Смысл этого действия заключался не только и не столько в согревании! Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. Вот и в русских деревнях в старину, если хотели выходить недоношенного младенца, держали его… в валенке!

Бойс пробыл в коме 20 дней. После чего сознание к нему вернулось, и сам он вернулся к жизни. Вернулся совершенно другим человеком, с полностью изменившимся взглядом на мир. С четким пониманием, что жизнь, такая хрупкая, является главной, высшей и непреходящей ценностью нашего мира. Духовный опыт, приобретенный его душой во время пребывания между жизнью и смертью, помог ему совершенно по-новому увидеть окружавшие его простые вещи. Он глубоко прочувствовал целительную силу войлочного кокона, который не дал угаснуть слабенькой искре жизни, едва теплившейся в его искалеченном теле, и был навсегда очарован этим удивительным материалом.

Его испытания на этом не закончились, впереди были еще годы советского плена, но, вопреки всему, он вернулся, в конце концов, на родину. И стал ярким художником и авторитетнейшим деятелем постмодернизма. Все его творчество, все многочисленные акции и перформансы были пронизаны одной главной идеей – идеей сохранения Жизни. А в качестве одного из главных материалов для своего творчества он использовал именно войлок, как символ сохранения жизненного тепла, как базовый сакральный элемент своей личной мифологии.

Фото. Автор работы - Rioki. Палантин в технике рисования шерстью.
Фото. Автор работы - Rioki . Палантин в технике рисования шерстью.
Фото. Автор работы - ingreen. "Красотка Рокси" в технике сухого валяния.
Фото. Автор работы - ingreen . "Красотка Рокси" в технике сухого валяния.

Таким образом, войлок, дотоле воспринимавшийся западной культурой чисто утилитарно, был включен в эстетический и символический аппарат самой передовой художественной мысли. Благодаря невероятному, почти мистическому стечению обстоятельств, в одной точке пересеклись судьба древнего материала, судьба Йозефа Бойса и трагическая история ХХ века. А результатом этого стал совершенно новый этап во взаимоотношениях человечества и войлока, интерес к которому, вспыхнувший благодаря творчеству Бойса, не угасает уже более полувека. Наоборот, этот интерес, как круги по воде, расходится все шире и шире, с каждым годом увеличивая количество любителей валяния, фелтинга, фильца во всем мире.

Роль Бойса в возникновении всеобщего интереса к войлоку очень велика, но это лишь внешний сюжет истории. Никакая идея никогда не приживется и не станет популярной, никакая идея не может быть навязана насильно, если она не будет отвечать какой-то глубокой внутренней потребности, созревшей в обществе.

Войлок, как материал для искусства и самовыражения, стал так популярен именно потому, что идеально отвечал насущной потребности человечества. Экология – горячая тема современности. Этника – горячая страсть современности. Человек западной культуры, десятки лет успешно строивший свои каменные джунгли, свой пластиковый, электронный, штампованный и одноразовый мир, наконец построив его, ощутил тоску и одиночество. Оказалось, что все блага цивилизации не приносят счастья и покоя в душе, если прерывается связь времен – связь со своими корнями… с природой… с живыми теплыми материалами. Оказалось, что мудрость тысячелетий и связь с природой нам совершенно необходимы!

Не остались в стороне от всеобщего интереса к войлоку и самые авторитетные современные дизайнеры. Вячеслав Зайцев, который известен своей приверженностью русским традициям, вывел войлок на подиум высокой моды – и мы, конечно же, без труда узнаем те самые наши непритязательные валенки, преображенные творческим вдохновением мастера.

Фото. Автор работы - dogdik. Тапочки в технике мокрого валяния.
Фото. Автор работы - dogdik . Тапочки в технике мокрого валяния.

Процесс валяния, по сути не изменившийся за тысячи лет, удивительно напоминает совершение древнего магического ритуала. Валяный объект, рождающийся в результате соединения сил природы, тепла и труда человеческих рук, несет в себе мощный положительный заряд, который легко считывается эмоционально, даже не будучи осознанным.

Конечно же, в нашем виртуальном клубе, где есть место всем рукоделиям на свете, не могло не возникнуть сообщества людей из самых разных уголков мира, объединенных любовью к валянию. Познакомьтесь с нашими валяльщицами – как много красивых лиц и светлых улыбок объединило доброе волшебство войлока!

Если вы пока не слишком хорошо представляете себе выразительные возможности валяния, а войлок ассоциируется у вас, главным образом, с теми самыми незатейливыми детскими валеночками, начните знакомство с нашим форумом Валяние с конкурсов. Если тема валяния для вас не нова, тем более полюбуйтесь на конкурсные работы – вы сразу оцените их высочайший художественный и профессиональный уровень, а также интересную тематику конкурсов:

"Весенние цветы" (январь 2009);
"По следам японского и китайского эпосов, легенд и сказаний" (март 2009);
"Копии картин известных и неизвестных художников" (май 2009 );
"Роскошь ар-нуво" (август 2009);
"Музыка моей души" (ноябрь 2009);
"Вкус цвета" (март 2010);
"Куклы" (июнь 2010)

Конечно же, чтобы достичь такого совершенства и виртуозного владения материалом, которое наши мастера демонстрируют не только в конкурсных работах, но и в ежедневно пополняющейся теме Валяние ( фелтинг, фильц), необходимо учиться. Мастер-классы по валянию, собранные в одной теме – это настоящий виртуальный учебник! Только учебнику не задашь вопроса, когда что-то не получается, а в нашем добром валяльном сообществе всегда помогут советом, подскажут и поддержат – в теме За чашкой чая, в кругу друзей можно обсудить все.

Чтобы учиться, недостаточно уроков и мастер-классов, необходимы образцы, работы, к уровню которых можно стремиться – они представлены в Нашем шерстяном музее. Не будет преувеличением сказать, что эти работы могли бы украсить экспозицию любого настоящего музея декоративно-прикладного искусства! Не только начинающие, но и те, кто уже хорошо знаком с валянием, найдут много полезного в темах:

Помощь новичкам,
Всё о материалах, магазинах и т.п.,
Все об инструментах, растворах и подручных средствах.

Фото. Автор работы - NazAmir. Веточка "Райские яблочки" в технике мокрого валяния на каркасе.
Фото. Автор работы - NazAmir . Веточка "Райские яблочки" в технике мокрого валяния на каркасе.

Основных техник валяния две – сухое и мокрое валяние. Сухое валяние с помощью специальной иглы с зазубринами, применяется, в основном, для создания небольших объемных изделий – украшений, кукол, игрушек… Сегодняшнее мокрое валяние с применением мыльного раствора практически полностью воспроизводит самый древний, традиционный метод валяния, таким образом изготавливаются изделия достаточно большой площади и, преимущественно, плоские – панно, шарфы и палантины, предметы одежды и т.п..

Большой популярностью пользуется в последнее время нуно- или нанофелтинг. Но к вездесущим нанотехнологиям это не имеет никакого отношения! Нунофелтиг или, в некоторых транскрипциях, нанофелтинг, это одна из разновидностей мокрого валяния на ткани – главным образом, на шелке. Иногда для нунофелтинга используются и другие ткани – шифон, кружево… Это позволяет создавать вещи с богатейшей изысканной фактурой и тонким колоритом. А сам термин nunofelting происходит от японского nuno (ткань) и английского felting (валяние).

На всеобщий интерес к валянию, конечно же, не могли не откликнуться производители швейного оборудования – во второй половине ХХ века в продаже появились бытовые иглопробивные машины или машины для фелтинга. Что можно сделать на иглопробивной машине и как это сделать лучше, тоже обсуждается в нашем валяльном сообществе. А еще можно свалять предварительно связанное полотно. Независимо от того, было ли исходное полотно связано на спицах, крючком или на машине, если в пряже было достаточно высокое содержание натуральной шерсти, в идеале приближающееся к 100%, оно тоже обязательно сваляется.

Всеми войлочными технологиями можно овладеть в нашем сообществе Валяние. Здесь щедро и с радостью делятся не только секретами ремесла, вдохновением и красотой. Наши мастера валяния хранят в своих золотых руках само древнее волшебство и добрую магию войлока – этого мистического и дружественного человеку материала.

Хотите научиться волшебству? Добро пожаловать на форум Валяние на Осинке!

Фото. Автор работы - Бирюза. Брошь "Эустома" в технике сухого валяния.
Фото. Автор работы - Бирюза . Брошь "Эустома" в технике сухого валяния.
Фото. Автор работы - Lariseljo. Палантин в технике нунофелтинг.
Фото. Автор работы - Lariseljo . Палантин в технике нунофелтинг.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания