История рукоделий: батик
    Все картинки темы
Список форумов -> Осинка-блог
| История рукоделий: батик

История рукоделий: батик

Автор: Наталия Горюшкина

Батик... Это красивое мелодичное слово, таинственное и далекое, и тем не менее, широко известное в наши дни. Причем, батиком называют как технологию, так поражающую богатством декора и многоцветием красок традиционную индонезийскую ткань. И хотя сходные технологии распространены у многих народов по всему миру, батик в сознании большинства связан именно с далекой Индонезией.

Это не случайно, ведь "Батик (batik)" — индонезийское слово. В переводе оно означает "капля воска" и очень точно описывает технологию: нанесенный на ткань воск (или другие субстанции) не пропускает через себя краску, и после прокрашивания полотнища ткани, эти участки остаются неокрашенными, образуя нужный узор. Параллельно с этим использовались и другие способы не позволить красителю проникнуть в ткань (ткань завязывали узлами, прошивали, сворачивали, обвивали нитями и веревками и пр.) Все это дает небывалый просто для творчества и, без сомнения, сделало батик одним из самых популярных видов рукоделий.

Самые древние фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в египетских гробницах. А самые ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший в одной из своих книг подробно описал применяемый в Египте способ окраски тканей: "В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным". Очень похоже на современное определение батика! Только сейчас такие растворы называют "резерв", ведь они как бы резервируют первоначальный цвет полотна, защищают его от краски.

Лежащий в основе техники батик принцип резервирования (затруднения доступа красителя к ткани) был известен еще в глубокой древности, хотя сведения об этом отрывочны и неполны. В Перу, Китае Японии, Индии, Персии, Армении, Азербайджане, а также в Африке с незапамятных времен использовали этот принцип окраски тканей.

Фото. "Орхидеи", платок из крепдешина. Автор работы - http://BatikGala.
Фото. "Орхидеи", платок из крепдешина. Автор работы - .

Самые разнообразные способы окраски тканей были в Индии. Помимо технологии, соответствующей батику (она называлась "каламкари" и до наших дней сохранилась в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников), там была широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая "бандхана" (в современном звучании "бандана"). Узор при таком способе окрашивания складывался из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология до сих пор широко распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется "лахерия".

Фото. Батик, свободная роспись по шерсти. Автор работы - Tiamat.
Фото. Батик, свободная роспись по шерсти. Автор работы - Tiamat .
Фото. Шелковый платок со сказочным орнаментом. Холодный батик. Автор работы - ludmila007.
Фото. Шелковый платок со сказочным орнаментом. Холодный батик. Автор работы - ludmila007 .

В качестве резерва многие народы использовали самые разные вещества. Например, в Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранились древние рецепты резерва из специально приготовленной рисовой пасты, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Технология используется для создания особой церемониальной ткани с геометрическими узорами. И не удивительно, ведь с давних пор облачение, а значит и батик стали неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой.

Широко использовали в качестве резерва и пчелиный воск. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка расписывались сценами из индийского эпоса с помощью "калам" – палочки с острым концом и желобом, заполненным расплавленным воском, которая позволяла создавать на полотне тонкий графический рисунок.

Нанесение узора на ткани при помощи воска - метод "лацзе" (узоры воском) - было распространено и в Китае. Особенно славилась искусством батика народность мяо в провинции Гуйчжоу: там традиции батика передавалось в семьях из поколения в поколение.

Фото. "Япония", батик на атласе. Автор работы - Gi-Gi.
Фото. "Япония", батик на атласе. Автор работы - Gi-Gi .

Причем, техника китайского батика несколько отличалась других: ткань натягивали горизонтально, покрывали ее слоем растопленного воска, разравнивали на ткани специальной ложечкой из круглой медной пластинки. Когда воск застывал, в нем нагретым ножом выскабливали узоры. Затем ткань окрашивали.

Использовали и привычный нам метод: когда жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной.

Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась.

Фото. Палантин "Гиацинты", нат. шелк- жатый шифон, холодный батик Автор работы - Кирмаша.
Фото. Палантин  "Гиацинты", нат. шелк- жатый шифон, холодный батик Автор работы - Кирмаша .

Полученные таким способом рисунки на тканях мяо очень разнообразны и включают изображения цветов, деревьев, птиц, бабочек, рыб, животных, зверей, геометрические фигуры. Очень древним считается орнамент в виде спиралей, волн, облаков, меандра, восьмиконечных звезд, крестов, стилизованных цветов и деревьев.

Помимо воскового, в Китае были широко распространены блоковый и узелковый батик. Только это был батик на шёлке.

Из Китая и Индонезии техника батика попала в Японию, где развивалась своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры.

Особенно прижился в Стране восходящего солнца узелковый и блоковый батик. Когда совсем не использовали резерв, а преградой для доступа красителя к ткани служили всевозможные узелки, прошивки, обмотки или сжатие ткани между дощечками, блоками, стеблями бамбука.

Фото. Шарф. Атлас, холодный батик, анилиновые красители. Автор работы - NNad.
Фото. Шарф. Атлас, холодный батик, анилиновые красители. Автор работы - NNad .
Фото. Блуза "Орхидеи", крепдешин, холодный батик, соль, краски под пар. Автор работы - vikysilk.
Фото. Блуза "Орхидеи", крепдешин, холодный батик, соль, краски под пар. Автор работы - vikysilk .
Фото. Панно. Холодный батик, цветной контур. Автор работы - Волжанка12.
Фото. Панно. Холодный батик,  цветной контур. Автор работы - Волжанка12 .

Он носит красивое название "сибори" (или "шибори") (яп. 絞り染め, что переводится как окрашивание связыванием. Узелковое крашение (батик) считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Способ узелкового батика использовали так же мастера древнего, Китая , Африки и пр.

Но во всем мире батик традиционно ассоциируется с одной страной - Индонезией. Особенного художественного совершенства и самобытности это искусство достигло на индонезийском острове Ява. Яванская легенда гласит, что один из небесных покровителей Индонезии спустился на остров Яву, увидел, как невесело жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям изысканные ткани, сгустил разноцветные тучи, у сотни пчел собрал по капельки воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя причудливый рисунок своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь – зеленый, желтый, синий – и раскрасил рисунок яркими красками. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета.

Фото. Платок "Сова", шелк, горячий батик, доработка маркерами по шелку. Автор работы - Котик Инна.
Фото. Платок "Сова", шелк, горячий батик, доработка маркерами по шелку. Автор работы - Котик Инна .

Особого подъема искусство батика достигло к XIV веку, времени изобретения "чантинга" – маленького медного сосудика с загнутым носиком, насаженного на бамбуковую или деревянную ручку. Из носика тонкой струйкой выливается расплавленный воск. Именно это приспособление позволяет наносить на ткань тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика.

Для работы всегда использовались только натуральные ткани и красители, получаемые из трав и цветов, коры деревьев, минералов и цветных глин, специй. Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.

Фото. Платок "Восточная ночь", горячий батик, дикий шелк, краски под утюг. Автор работы - vvvishenka.
Фото. Платок "Восточная ночь", горячий батик, дикий шелк, краски под утюг. Автор работы - vvvishenka .
Фото. Платок "Золото Египта", крепдешин, акриловое золото для ткани, золотой контур. Холодный батик. Автор работы - Ольга48.
Фото. Платок "Золото Египта", крепдешин, акриловое золото для ткани, золотой контур. Холодный батик. Автор работы - Ольга48 .

Понятно, что процесс этот был очень трудоемким, особенно, если учесть, что изготовление батика в ту пору являлось прерогативой только девушек из аристократических семей и обитательниц двора. И носить одежду из тканей, окрашенных в технике батика, в те времена могли лишь избранные. Но спрос рос, к работам стали подключать и слуг, и вскоре индонезийский батик стал постоянной статье экспорта из страны. А вместе с прекрасными тканями по миру разлеталась и слава о невиданном искусстве

В XVII веке Индия и Индонезия стали колониями, спрос на местные ткани очень вырос, потребовалось расширять производство, усовершенствовать методики. Именно в эти годы в Индии большую распространение получил метод набойки. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди 'чхинт') пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Помните у Мольера в "Мещанине во дворянстве" господин Журден радовался, что обзавелся халатом из индийской ткани? Речь шла именно о ситце, в те годы он считался признаком исключительно аристократического общества.

Вся Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что попыталась перенять и технологию их изготовления. Пораженные искусными тканями, изготовленными на Яве, голландцы завезли технику батика в Европу и наладили небольшое производство. В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором острова Ява, Томасом Раффлсом.

Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров были усовершенствованы и даже разработаны новые технологии. Для того, чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, распространяли эти технологии у себя на родине.

Фото. Шарфик из плотного крепдешина "Весенняя мелодия", узелковый батик. Автор работы - Italika.
Фото. Шарфик из плотного крепдешина "Весенняя мелодия",  узелковый батик. Автор работы - Italika .

Однако традиционный батик, выполняемый по древним технологиям, оказался слишком муторным и трудоемким, поэтому в 1840 году рисунок на ткань стали наносить с помощью медных и оловянных печатных штампов, что значительно удешевило работу и позволяло получать очень сложные узоры. Появился так называемый набивной батик. Хотя, можно ли называть его батиком?

К концу XIX века английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, вытесняет батик, он переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Как ни удивительно, но древние технологии сохранились ... в Германии, стране где древнее искусство все время оставалось на уровне кустарного ремесла. Видимо, именно это и позволило древним технологиями сохраниться в Европе и благополучно дожить до наших дней.

Фото. Панно "Кошка", крепдешин, краски под пар. Автор работы - artmarinaa.
Фото. Панно "Кошка",  крепдешин, краски под пар. Автор работы - artmarinaa .

Зато в последние десятилетия батик, словно компенсируя долгие годы забвения, переживает невиданный расцвет: все больше профессионалов и любителей обращаются к древним способам окраски тканей, совершенствуют старые технологии и создают новые. Это позволило создать и новые, современные виды резерва, и разработать особые пропитки для ткани, которые позволяли бы рисовать на ней, как на бумаге... Поэтому в настоящее время существует 4 вида батика: горячий (традиционный, где воск надо было удалять горячей водой), холодный (роль резерва в этом рукоделии выполняет густая резиновая масса), узелковый и свободная роспись.

Авторский батик, в отличие от набивной ткани, всегда неповторим, поэтому открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. Технологии по-прежнему развиваются и совершенствуются, мастерицы охотно делятся своими наработками с окружающими.

Ведь красотой так приятно делиться!

На фото - работы в технике батика выполненные мастерицами нашего Клуба.

Фото. Картина в технике батик "Прибой". Автор работы - Зверок.
Фото. Картина в технике батик "Прибой". Автор работы - Зверок .
Фото. Горячий батик, шерсть 100%,. Автор работы - Didelphidae.
Фото. Горячий батик, шерсть 100%,. Автор работы - Didelphidae .


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания