Александр Васильев - маэстро, шутник и знаток моды
    Все картинки темы
Список форумов -> Мода и стиль -> Персоны и иконы стиля
Все картинки темы

1959 год - с папой, художником Александром Павловичем Васильевым. Фрунзенская набережная в Москве во дворе дома № 40.

на фотохостинг →

1961 год - с мамой в Вильнюсе.

на фотохостинг →

1985 год - после Школы-студии МХАТ, женившись на француженке Анн Бодимон, переехал во Францию. Через три года они развелись, но дружат до сих пор. В Париже он прожил почти 25 лет.

на фотохостинг →

1994 год - с графиней Кармен Апраксиной.

на фотохостинг →

1997 год - вместе с великим кутюрье Пьером Карденом после спектакля Майи Плисецкой в Париже.

на фотохостинг →

1998 год - Вячеслав Михайлович Зайцев в гостях у Александра Васильева в Париже. Они знакомы уже больше сорока лет.

на фотохостинг →

2001 год - с мамой, актрисой и педагогом Татьяной Ильиничной Васильевой. Она - выпускница Школы-студии МХАТ, 25 лет играла в Центральном детском театре.

на фотохостинг →

2002 год - с Майей Михайловной Плисецкой.

на фотохостинг →

2003 год - с Валентином Юдашкиным их объединяет любовь к старинному костюму.

на фотохостинг →

Александр Васильев знает о моде все и даже больше. ✌️

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Историческая коллекция Александра Васильева, которая собиралась около 30 лет. Эти приобретения делались на аукционах в Англии, Франции, Бельгии, Италии и США.
Все платья ручной работы. Большинство тканей уже не производится. Это муарантик, кашмир, вуаль, тафта, шанжан, многие виды броше, брокара...

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

на фотохостинг → на фотохостинг → на фотохостинг →

Для своей коллекции, насчитывающей в целом 10 000 предметов, и которая хранится в специальном хранилище под Парижем, в специально созданных условиях, Александр Васильев отбирает предметы руководствуясь исключительно собственным вкусом.

Немного советов от Александра Васильева.

Никогда не смешивайте более трех цветов в одном комплекте, если вы не обладаете тонким художественным вкусом.

Гардероб любой женщины должен блистать разнообразием. Очень опасно выбрать своим эталоном один цвет, один стиль, один фасон. Вы рискуете навсегда остаться в прошлом

В современном мире женщины чаще одеваются не для мужчин, не для окружающих, а для себя. К сожалению, часто при этом утрачивается женственность и преобладает практичность.

Красное платье идет не всем женщинам на свете, но нравится всем мужчинам. Потому что они привыкли видеть красный свет на светофоре. И видя женину в красном, они тотчас останавливаются именно перед ней, понимая, что дальше пути нет. Вот она, избранница.

Объемные украшения с вертикальными линиями не только стройнят, но и создают баланс между женскими формами и размером украшений. Помните, размер бижутерии тоже имеет значение.

Розовый цвет хорош для девочек не старше 12 лет. Этот цвет подчеркивает те недостатки фигуры, которые можно было бы скрыть.

Черный цвет превращает одежду в панцирь, за которым женщина скрывается от своей боли и разочарования.

Элегантность – это ум женщины. Главное подойти к созданию комплекта с вдохновением.

Белая юбка-клеш, голубая блузка с коротким рукавом – прекрасное решение для летнего воскресного дня. Немного старомодно, но очень мило.

Шарфик вокруг очаровательной женской шейки бесподобен. Этот аксессуар становится важной составляющей городского облика современной женщины.

Красивое и качественное женское нижнее белье – важная составляющая гардероба. Правильное нижнее белье создаст именно те формы, которые поражают мужское воображение.

Агрессивный дизайн ногтей не в моде. Он уродлив, он портит руки. Старайтесь поразить окружающих умом, элегантностью, духами, походкой, прической.

Женщинам с нестандартной фигурой стоит обратить внимание на платья в форме трапеции с небольшим клешем снизу.

Фисташковый цвет идет далеко не всем. Он меняет комплекцию лица, особенно не загорелого. Будьте осторожны с одеждой нежно зеленого цвета!

Приталенный жилет, созданный Ив Сен-Лораном, в комплекте с брюками отсылают нас в семидесятые года, и очень идут длинноногим красавицам.

Черные бриджи с монашескими сандалиями и колготками – настоящий нонсенс.

Сочетать цвета нужно уметь. Нельзя смешивать три синих тона одновременно. Запомните, что они "убивают" друг друга, а комплект лишается гармонии.

Какая красота необыкновенная! А какая тонкая работа! Вот ходила бы и разглядывала бесконечно, как что сделано, как что обработано...

Мои приятели в субботу встретили Васильева в магазине в Ганновере. Подошли поприветствовать и попросить сфотографироваться, а он, услышав "Здравствуйте" рванулся в бега.

И правильно сделал. 😈

А мне очень нравятся перстни на руках Васильева!
Всегда пытаюсь на стоп-кадре разглядеть поподробнее, но не всегда удается
Но и то, что успеваю увидеть - очень стильно, и очень для него.
Нет ли у кого фотографий, где можно покрупнее разглядеть? 😊

Сам коллекционер иногда носит перстни и кольца из своего собрания (из интервью).

Ссылки на фото из новостных лент, из СМИ

http://www.kp.ru/upimg/3dbcf1e95a9df2bc3cfa526f880f3a43063654af/196910.jpg

http://www.moda.ru/files/user/02/01/10/content/9264/800x800x85_91fc1f3bddff08474c3b507de1a94195.jpg

http://vev.ru/uploads/images/00/03/79/2011/07/26/221245.jpg

http://7days.ru/upload/images/4b8/afcb2592e12c96cc5c2758d60533f_prepared_db419bd54705ab1b7dea39b1da8b8656.jpg

http://modniy.tv/files/image/57f2d0d2-1839-11e2-8907-58d78ce7681e.jpg

http://pravda-news.ru/uploads/images/topic/2012/05/26/c38996ff7f_500.jpg

http://www.kp40.ru/news_images/21113.jpg

http://7days.ru/upload/iblock/788/ATTEZCLW

О! Благодарю!!! Хорошая подборка!!!!
НИжнее фото - просто то, что надо!

Наткнулась в Одноклассниках на сообщение самого Александра Васильева о том, что с 01 декабря в ГУМе на 1 линии открыта его выставка (бесплатная), на которой представлены 300 манекенов женской, мужской и детской одежды из его коллекции. Выставка будет работать до конца марта 2014г.

Я обязательно пойду!

| А. Васильев на своей страничке в ФБ про кольца

для Mimo-Z@ и всех, кого интересуют кольца А. Васильева:

Меня часто спрашивают о происхождении перстней, которые я ношу на протяжении многих лет. С удовольствием откликаюсь на просьбу любопытствующих. Оба перстня выполнены из серебра и украшены полудрагоценными камнями, которые называются «сердолик». Сердолик – камень декабрьский. Я родился в декабре, мой знак зодиака – стрелец, поэтому по гороскопу сердолик мне очень подходит. Сердолик особенно был популярен в эпоху ампир, его даже носил Александр Сергеевич Пушкин. Перстень на правой руке – это персидская работа, и на языке фарси здесь написано «Помни о своем времени». Это изречение можно назвать моим жизненным кредо. Этот перстень я приобрел в одном из антикварных магазинов Стамбула около пятнадцати лет назад. Второй перстень был приобретен мной в Тбилиси на блошином рынке, сделан он в Дагестане в селе Кубачи. Перстень этот отделан чернью и датируется концом 19 века. Я считаю, что эти старинные украшения скорее украшают мои руки, чем портят. Несмотря же на то, что в моей коллекции огромное количество перстней, мне кажется, что мужчина не должен часто менять их, это выглядит не слишком солидно. Серебряные перстни привлекают меня своим блеском, ведь они полируются от соприкосновения с кожей рук. Вспоминаю один забавный случай, связанный с перстнями. Однажды в Тбилиси я попал в серные бани, вода в которых несмотря на скверный запах, является очень полезной для кожи. Как только я попал под эту воду, перстни окислились в ту же секунду и стали дико черными.

| Александр Васильев: "Русская мода началась не с Юдашкина."

автор: Осинка

Александр Васильев - человек, который не нуждается в особых представлениях, ибо сегодня он - один из самых популярных лекторов по истории моды. Мы встретились с Александром одним из майских вечеров после очередной его лекции в Москве, чтобы побеседовать о современной моде, дизайнерах и искусстве быть стильно одетой в любой ситуации.


Александр Васильев: "Русская мода началась не с Юдашкина."

Александр Васильев - человек, который не нуждается в особых представлениях, ибо сегодня он - один из самых популярных лекторов по истории моды. Энциклопедичность знаний, тонкий юмор, чувство стиля, искусство воссоздавать в своих рассказах живые образы любой эпохи, мастерское владение вниманием аудитории сделали Александра Васильева кумиром для всех, кто интересуется модой.

Александр родился 8 декабря 1958 года в Москве, в театральной семье, и с самого детства питал необъяснимый интерес к одежде прошлого времени. Родители не препятствовали странным занятиям мальчика, который мог часами перебирать горы старой одежды, выискивать на помойках выброшенные платья и украшения, изучать фотографии из старых журналов... Каким-то чудом советский период зомбирования личности не оставил никаких следов в душе будущего мэтра моды, и после того, как в возрасте 24 лет Александр Васильев переехал в Париж, он стал тем, кого мы знаем его сегодня - всеми любимым историком моды, автором выдающихся книг, коллекционером и уникальным преподавателем.

Мы встретились с Александром майским вечером после очередной его лекции в Москве, чтобы побеседовать о современной моде, дизайнерах и искусстве быть стильно одетой в любой ситуации.

Александр Васильев, историк моды и коллекционер
Александр Васильев, историк моды и коллекционер

Osinka: Александр, пожалуйста, пару слов о Ваших замечательных книгах "Красота в изгнании" и "Русская мода". Что характеризует каждую из них?

Александр Васильев: "Красота в изгнании", как вы знаете, стала бестселлером и выдержала 5 переизданий и еще есть одно - 6-ое англоязычное издание, вышедшее в Нью-Йорке. Я помню, что когда я над ней работал, мне было трудно найти издателя, который согласился бы ее опубликовать, потому что никто не верил в ее успех.

Эта книга о работе русских эмигрантов в области моды. В ней я впервые для России и для всего мира открыл имена тех замечательных дизайнеров, которые работали в мире моды в прошлом: в Париже, в Берлине, в Константинополе. Около 50 Домов Высокой моды были созданы русскими эмигрантами за границей. Я проследил историю большинства из них и, можно сказать, открыл главу национальной гордости и самосознания. Потому что многие упорно думали, что русская мода началась если не с Юдашкина, то с Зайцева, а до этого ничего не было. Это конечно не так.Я надеюсь, что этой книгой я расширил кругозор у многих. И, может быть, это и есть причина успеха этой книги и интереса к ней, который абсолютно не угасает вот уже столько лет. И каждый раз, когда я ее привожу, она раскупается моментально!

Вторая книга - "150 лет русской моды" - рассказывает о развитии моды с 1850 до 2000 года; в ней 2000 иллюстраций и 450 страниц текста, я это уже наизусть знаю. Она очень интересна тем, что я подвел итог творчеству модельеров России на протяжении очень, очень долгого периода, вывел константы русской моды, обозначил границы русского стиля, его влияния на мировую моду и также выявил массу неизвестных имен дизайнеров, которые очень успешно трудились на этом поприще в мире. А это важно знать, потому что не надо постоянно думать о том, что мы что-то изобретаем. Мы должны просто жить с уверенностью, что у нас очень давняя и интересная история моды, именно российской моды, что мы можем очень многим гордиться!

Osinka: Я слышала про Ваши семинары в Литве, где ученицы могут провести с Вами 10 дней в живом общении. Расскажите, пожалуйста, подробнее - что это за семинары и что ждет курсанток?

Александр Васильев: Я рад дать отсылку на мой сайт - http://www.vassiliev.info/ - для тех, кто хочет узнать об этом побольше. Там будет объявление о моей школе. Надо сказать, что для тех, кто занят в течение года и хочет поучиться у меня, я могу предложить летние занятия у себя в школе в Литве в августе. Это могут быть недельные или двухнедельные курсы в зависимости от желания обучающихся. Средняя стоимость курса - с проживанием 700 евро в неделю, без проживания 350 евро в неделю. Ежедневно курсанток ждет три часа теоретических занятий с диапозитивами, на которых они узнают об истории моды ХХ века, о тенденциях современной моды, учатся анализировать модные стили и направления и воспринимать их правильно, а также три часа практических занятий, т.е. 6 часов занятий в день. Практические занятия связаны с посещением домов высокой моды, ателье, реставрационных мастерских, выставок костюмов, дворцов и музеев.

Osinka: Александр, Вы проводите семинары, пишите книги, следите за событиями в стране и в мире, бываете на светских мероприятиях и показах мод... Как Вы все успеваете? И при такой насыщенной жизни находите время для себя и для творчества?

Александр Васильев: Хороший вопрос. Потому что я планирую свою жизнь наперед. Понимаете, после жизни почти четверть века за границей ко времени относишься не по-русски. В России время не ценят, поэтому все в стрессе и в опозданиях. Не ценят ни свое, ни чужое время. Я очень ценю и свое, и чужое, поэтому я веду дневник записей. Я планирую все свои действия заранее - я знаю, что я буду делать в каждый определенный момент моего дня. И не допускаю экспромта. К примеру, если я договариваюсь об интервью с журналистом, я не могу на это же время назначить встречу еще кому-либо. В России же часто делают так: "Подождем, сейчас должен подойти еще кто-то…". Или, скажем, если у меня есть встречи и между ними только 40 минут, я никогда не вклиню кого-то еще, потому что я знаю, что физически не будет возможности доехать до места встречи.

Osinka: Александр, Вы всегда жизнерадостны и оптимистичны. Ни разу не видела Вас в плохом настроении или раздраженным...

Александр Васильев: Я сдерживаюсь, контролирую себя и стараюсь думать только о хорошем. Плохое нас догонит само. Поэтому я стараюсь найти позитивное в каждой ситуации. И со мной бывает, что я злюсь, но я злюсь на себя и нахожу, что в большинстве случаев я сам виноват во всем. И еще, я не имею тенденцию сваливать на других свои проблемы и считаю, что каждый человек должен найти выход из проблемы сам и вовсе ни кто-то другой должен это сделать.

Osinka: У Вас есть какая-то глобальная цель?

Александр Васильев: Да, есть. Быть полезным. Не себе, я уже себе полезен, а людям. И соединить прошлое с будущим. И я делаю все для того, чтобы наше сегодняшнее поколение не чувствовало себя совершенно безродным, а это тенденция сегодняшнего дня. Я думал, что России будут интересны свои корни, но она их не ищет. И ищет свое прошлое только в Советском Союзе, которому только и есть 80 лет. Сейчас главная тенденция нового века вспоминать сталинское время, хрущевское, брежневское, идеализировать то, что было во время войны, после войны, при покорении космоса, при Валентине Терешковой. Однако, я напомню нашим читателям, что прошлое России тысячелетней давности. И сводить все это к последним 80 годам очень неверно. Это очень недальновидная политика, так как у людей без прошлого, я скажу категорично, нет будущего.

Osinka: Вы постоянно изучаете моду прошлого, но при этом наверняка отслеживаете и моду современности? Какие в ней прослеживаются тенденции и связи с мировыми событиями?

Александр Васильев: Это хороший вопрос! Вы знаете, дело складывается следующим образом: на моду очень сильно влияет политика, но также на моду сильнейшим образом влияет и климат, и экология, и искусство - живопись, кино, архитектура, балет, современная музыка... Очень сильно сказываются на ней, конечно, и военные действия, и покорение космоса, и, как ни странно, болезни, эпидемии — например в последнее время на направление и изменение моды серьезно повлиял СПИД.

Osinka: Как он отразился на самой моде?

Александр Васильев: В девяностые годы XX столетия, когда начали говорить об эпидемии СПИДа, как о чуме XX века, от которой нет спасения, появилось белье совершенно несексуальных форм. Мрачное желание остаться незаметным, не проявлять сексуальности отразилось на формах и цветовой гамме модных изделий первой половины 90-х годов. Сильнейшее влияние на моду, конечно, оказывают заметные сильные личности современности. Скажем, певица Мадонна, или английская принцесса Диана , или леди Маргаретт Тетчер, или Жаклин Кеннеди. Эти образы или просто символы современности транслируются в моде. Прическа "Алла Пугачева", прическа "Раиса". Примеры, правда? Затем, безусловно кинодивы, желание подражать Гретте Гарбо, Марлен Дитрих, Любови Орловой, Людмиле Гурченко. Это очень важно. Конечно же на моду также влияют и научные открытия: новые технологии в производстве тканей, создание новых красителей и т.д.

Osinka: Мне бы хотелось продолжить тему моды современности. Что характерно именно для нашего времени в моде? И какими в истории моды, на Ваш взгляд, останутся нулевые годы?

Александр Васильев: Я думаю, что ретроспективными. Нулевые годы, т.е. начало века, будут в первую очередь связаны с тем, как мы интерпретировали историю. А мы ее все время перефразируем, все время стараемся вспомнить послевоенные 50-е, или короткие 60-е, или хипповые 70-е, или, скажем, широкоплечие 80-е. И мода все время ретроспективно ретранслирует все, что мы видели в прошлом.

Второе, на что я хочу обратить ваше внимание, это то, что у нас очень сильно изменилось за эти годы отношение к женской красоте. Эти изменения, на мой взгляд, особенно сильно связаны с тем, что в Европе часто женщины доминируют над мужчинами количественно, особенно это выражено в России, где по статистике женщин около 60 % населения, если не 65%, т.е. это абсолютно подавляющее большинство. А в политике они пока не играют никакой роли. Все должно быть наоборот, страна должна управляться женщинами, а не мужчинами... Я хотел бы, чтобы в Думе было 65% женщин и 35% мужчин — было бы спокойнее. Согласны?

И другое, как я уже сказал, совсем другое отношение к женщине. В чем же это выражается? Мне кажется, что сейчас мода на странность во внешности, не на красоту в обычном понимании, а скорее на какой-то недостаток. Например, главное направление 2000-х годов азиатского, и я бы даже сказал, индийского происхождения - это мода на пирсинг, металлические гайки, которые вставляют в губу, в язык, чего никогда не было раньше. И даже в Москве это очень видно. И в результате этого женщины часто заведомо себя уродуют в классическом понимании, потому что этого требует мода. Затем, конечно, абсолютный фашизм с точки зрения фигуры. Побеждают только стройные красавицы - это есть фашизм, а все полненькие уходят в тень.

Osinka: То есть культ худого тела - это фашизм?

Александр Васильев: Да - это фашизм. Это фашизм по отношению к другим. Потому что, конечно, полных женщин гораздо больше, чем худых. Потому что они матери, они кормят. Поэтому это страшное желание - обнажить животик, чтобы показать, что он стройный. Это значит - заставить других страдать еще больше и заставить мужчин оборачиваться именно из-за их недостатка.

Затем 2000-е годы очень сильно повлияли на характер мужской моды, когда нестандартные чертыуродливая внешность стали особенно цениться. Например, бритые головы. Очень ценными считаются татуировки, гайки и пирсинги, которые не украшают мужчину, они его делают более диким, но, может быть, и более притягивающим из-за элемента опасности, который внедряется во внешность. Мужчины больше напоминают деклассированный элемент, т.е. опасный элемент в обществе. И это притягивает женщин.

Osinka: Я бы хотела Вас спросить о влиянии, так сказать, "голубой культуры" на моду...

Александр Васильев: Оно огромное, всепоглощающее... Вы знаете, это ни для кого не секрет, что приблизительно 95% всех дизайнеров-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию. Я даже с трудом назову трех, которые были бы традиционными... Большинство дизайнеров творит для себя. Они, рисуя женский силуэт, одевают себя. Себя, но не мужчину. Поэтому они часто делают утрированный силуэт, который женщине не был бы свойственен, но мужчине-трансви очень бы подошел. И это очень важно.

Osinka: Но почему нетрадиционно ориентированные мужчины создают именно женскую моду?

Александр Васильев: Ну как же! Натуральные мужчины, как их называют в России, созданы для того, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы для того, чтобы женщину одевать. Вот и все! Вот в этом и вся загадка! Почему гетеросексуальный мужчина не может ничего создать для женщины? Потому что он хочет ее видеть раздетой. У него другая направленность. А вот сублимировать женщину, ее причесывать, украшать, возвеличивать, делать из нее диву - кто будет? Ведь все парикмахеры, стилисты, гримеры - тоже почти все геи.

Надо любить моду такой, какая она есть. Она не изменится. Я знаю, что в России очень странное ко всему этому отношение. Многие мои студентки говорят: "О! Какой кошмар! Я и не знала, что он голубой. Но теперь уж точно не буду у него покупать трусики или юбку". Это глупо! Потому что другого не будет. Я вам расскажу пример. Когда убили Джанни Версаче, то конечно же везде, во всех СМИ было написано, что его убил его любовник. В Москве тогда был бутик Джанни Версаче. И один из его покупателей, очень таких популярных покупателей, сказал: "Какой кошмар! Это я одевался, столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду. Перехожу от вас к Жан Франко Ферре". Но Жан Франко Ферре - точно такой же гомосексуалист как Джанни Версаче!

Если женщина подходит к моде с точки зрения сексуальной ориентации мужчины-дизайнера - это полная глупость. Она должна любить или не-любить результат его творчества, а не его сексуальную ориентацию. Она же с ним спать не собирается, и самое главное, он - с ней тоже! Она для него только клиентка. Поэтому, милые девушки, выбирайте больше то, что подходит вам по стилю, по вашей комплекции, по цвету ваших глаз, по цвету ваших волос. И старайтесь не выглядеть вульгарно, потому что вульгарных девушек на улицах очень много.

Osinka: Александр, Ваш совет женщинам. Как всегда выглядеть стильной и хорошо одетой?

Александр Васильев: Когда они смотрят на себя в зеркало, они должны всегда думать о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Лучше меньше, да лучше. И потом, дамы все-таки всегда должны ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину.

Осинка: Есть ли беспроигрышные варианты?

Александр Васильев: Нет. Но я могу кое-что посоветовать. Конечно, широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие. Черное платье тоже всегда выглядит элегантно. Нитка белого жемчуга и черное платье - это почти всегда хорошо!

| Беседа о моде с Александром Васильевым

автор текста: Вера Папкова для портала Осинка.ру
Примечание. Материал создан по ответам Александра Васильева на вопросы наших посетителей. Эта беседа с маэстро состоялась на встрече осинок-2007.

Лекции Александра Васильева всегда живы и интересны. Побывать на лекциях у знаменитого историка моды желают многие. В данной публикации мы предлагаем вам побывать не просто на лекции, а на открытой беседе Александра с читательницами Осинки. Мы постарались сохранить в этом тексте юмор и исключительный артистизм Александра Васильева и уверены, что даже виртуально вы сможете ощутить тот удивительный эмоциональный подъем, который маэстро дарит всем своим собеседникам!


Беседа о моде с Александром Васильевым

Общеизвестно, что устная речь, в особенности, речь непринужденного живого общения, и речь письменная, подчиняются разным законам. То, что совершенно естественно воспринимается в формате живого разговора, будучи дословно записанным, обязательно будет выглядеть немного странно… Глаз обязательно будут царапать повторы, несогласованность времен и падежей, незавершенность фраз и множество других шероховатостей. Именно поэтому, превращая устное выступление в текст, принято эти шероховатости сглаживать, выстраивая текст по законам письменной речи.

В данном случае я позволила себе отступить от этого правила. Помните, как у Булгакова – "Праздничную полночь приятно немного затянуть"?.. Работая над этим текстом, я постаралась – часто в ущерб его гладкости и, может быть, читабельности – внести минимум правки, чтобы, по возможности, сохранить и донести до вас саму атмосферу этой встречи. Разумеется, никакой текст не способен полностью передать весь юмор и артистизм, всю остроту и – иногда – парадоксальность, всю доброжелательность и все неотразимое обаяние маэстро Васильева! Но я сделала все возможное, чтобы те, кто не имел возможности присутствовать на этой встрече лично, смогли, читая этот материал, получить не только информацию, но и тот удивительный эмоциональный подъем, который маэстро дарит всем своим собеседникам.

Желаю вам приятной встречи с Александром Васильевым!

Osinka: Александр, давайте так, чтобы вам было удобно. Вам микрофон нужен?

Александр Васильев: Мне? Пока не нужен… у меня голос есть… И мне есть о чем поговорить с этими крошками. Я прилетел к вам из Константинополя. И для того чтобы приехать к вам, я отменил там даже экскурсию сегодня и мою лекцию, которая была… (Аплодисменты) И женщины очень бунтовали… потому что им тоже хотелось быть со мной, но я сказал – Осинки меня очень ждут! Я должен прибыть к ним, правда? И поэтому я все это сделал – я не спал всю ночь, я собирал мой багаж… В шесть часов я вышел из гостиницы, сел в такси… приехал сюда… спал только два часа в самолете… Но ничего, видите – еще жив, хорошо соображаю, понимаю, кто передо мной – это самые роскошные цветы нашей страны, правильно? Я это понял… И мы с вами проведем эту встречу очень интересно и содержательно.

Давайте сначала поговорим о темах вашего интереса – о моде, о высокой моде… И тогда наше общение будет очень раскованным, встреча пройдет приятно, и я бы очень хотел, чтобы вы меня направили на то, что вас интересует больше всего. Задайте мне – вот блондиночка хочет задать вопрос! – пожалуйста… Блондиночка!

Одна из осинок: Допустим, я хочу связать платье… (А.В. – О! Какая молодец!) и хочу одеть с этим платьем вязаные сапоги… Хорошо ли это, если все-все-все будет вязаное?

Александр Васильев: Мне часто на сайт пишут, по радио, на телевидении задают такие вопросы, на которые ответа нет. На ваш вопрос нет ответа, и я вам сейчас расскажу, почему. На радио мне часто звонят в прямой эфир:
– Знаете, мне сорок четыре года и я очень полная и маленькая… Мне розовый цвет идет или нет?
– Мадам, не видя вас, по голосу, я не могу составить ваш портрет – насколько вы маленькая и насколько вы полненькая… Все индивидуально.

Также и о вязаном платье и сапогах – не видя платье и не видя ваши сапоги, нельзя сказать, можно ли! Не видя цвета платья, его формы, будет ли оно приталенное или расклешенное; будет ли это грубая вязка или мелкая; будут там рукава или нет; какие будут сапоги – на каблуках или нет, плоские или острые, высокие, ботильоны, такие, сякие – сказать нельзя. В принципе и платье, и сапоги вязаные могут быть прекрасными – и они могут быть ужасными.

И так в жизни все, девушки, вот поверьте!.. Есть цвета, которые можно смешивать, есть цвета, которые смешивать нельзя – все зависит от самого цвета. Но! Для всех есть правила элегантности, которым вы можете следовать.

Например. Не следует в костюме смешивать более трех цветов. Если вы смешали больше трех цветов, у вас уже все под вопросом! Поэтому старайтесь держаться какой-то гаммы. И главная проблема русской женщины – а мы знаем, что мужчин в России нету… ну, то есть их очень мало… (Смех в зале) Понимаете, есть статистика. Это не мое мнение! По статистике в России шестьдесят процентов женщин – вы в курсе этой статистики? Не хватает – не хватает! – двадцати миллионов мужчин для равновесия… Вы знаете, что на шесть работающих женщин по статистике в России приходится один работающий мужчина?

Borodulin. Модель с показа осень-зима 2008.
Borodulin. Модель с показа осень-зима 2008.

Зал: А в мире?

Александр Васильев: А в мире – ну, пятьдесят на пятьдесят… Почему? Потому что мы такая страна… Мы занимались геноцидом собственного народа столько лет. Мы столько лет отстреливали генофонд, методично в течение тридцати лет сталинского правления, что не от кого было рождаться! А то, что рождалось, не давало крупного потомства. И вот, вот ваша проблема… Но! Не расстраивайтесь, дамы! В Китае… (Смех в зале) в Китае шестьдесят процентов мужчин…

Зал: А китайской моды, значит, не существует – зачем им…

Александр Васильев: Ну почему… у них же огромный экспорт… Это крупнейшая страна, которая одевает сейчас весь мир и будет одевать весь мир… Но, возвращаясь к вопросу – дать всем совет, какие цвета смешать, какой материал использовать – никогда нельзя.

Но один совет могу дать – купите себе зеркало! И адекватно, дамы, оцените свой вес, рост и возраст. Потому что есть очень много людей, которые живут в мире иллюзий. И они себя или недооценивают, или хотят слишком молодиться, или состарить себя, или видят себя слишком полными, или слишком стройными… От этого очень много несчастий! Поэтому всегда лучше выглядеть гламурной старухой, чем старой девочкой. (Аплодисменты) Не скрывайте свой возраст – он вам только на пользу, потому что это всегда может быть прекрасно… И все-таки старайтесь понять одну вещь – когда вы будете одеваться, в домашних ли условиях, в магазине – вещи должны вам идти. Сначала по цвету – об этом мы очень часто забываем. Есть цвета, которые женщинам определенного цвета кожи, цвета глаз, цвета волос будут идти – и есть другие, которые никак не будут, даже если вам очень хочется. Это уже проблема вкуса. Вы говорите – А я люблю розовое! Мне, правда, не идет, но я люблю… – и поэтому получается ужасно. Или – А я люблю горохи, вот люблю и хочу, и все! Но вам они не идут, эти горохи! – и получается очень плохо…

Поэтому вы должны выяснить для себя… Это длительная будет для вас всех работа, дамы! Это просто мой совет всем, чтобы вы были счастливы в жизни, и у вас не было никаких проблем – а гаммы какие вообще я могу носить с моим цветом глаз? Это первый вектор – что идет к моему оттенку? Потому что если вы не выявляете ваших глаз, то ваша внешность пропала совсем! И будет ли у вас голый животик, или у вас будут голые ножки – это уже никого не интересует. Вы себя продаете тогда как кусок мяса – а вы должны себя продавать как личность в жизни! Думайте над этим всегда.

Лицо – зеркало души. Глаза… – какое потрясающее лицо! Какой оттенок! У кого-то сероватый, зеленоватый, голубоватый… Карие, желтоватые, такие, сякие – смотрите, что в вашем наряде поддержит этот оттенок. Если этого нет, вы будете всегда плохо выглядеть – простите за правду! Для этого существуют украшения… Свой оттенок можно поддержать каким-то ювелирным украшением, цветком, шарфиком…

Вот у вас – очень элегантно! – вот эта дама элегантно одета!

Alina Assi. Модель с показа осень-зима 2008.
Alina Assi. Модель с показа осень-зима 2008.

Зал: Встаньте, пожалуйста! (Красивая дама встает, смущаясь)

Александр Васильев: Вот! Это Ваши цвета, это вам идет!

Другой вектор потрясающий – волосы. Смотрите, какие оттенки идут к волосам – а что никак не идет! Поэтому смотрите, если вы уже так любите красить волосы – а в России все женщины красятся, ну, это закон – выбирайте, что хорошо к этому цвету волос и кожи. Кожа – у кого-то белее, у кого-то розовее, более смуглая и т.д. Какие оттенки идут к этой коже. И – губы! Конечно, можно накрасить… Но есть еще натуральные цвета – правда?

А уже дальше вы исходите из формы. У вас овальное лицо?.. – овальные формы будут хороши; круглое?.. – более круглые… Подчеркните это! Какая у вас шейка – ее нужно чуть-чуть открыть или наоборот?.. Работайте с индивидуальным вкусом! Потому что если вы будете только следить за модой, пойдете на рынок, в ателье или в магазин – это вас не спасет. Знаете, как сказал Бернард Шоу? «Следить за модой смешно, а не следить глупо». Поэтому вам нужно очень тонко посмотреть – мода? Как я могу ее применить? Мода сегодняшнего дня – она мне идет?

Конечно, нужно быть в курсе! Курс этот может быть выражен через аксессуары, через сумки, которые вы носите; через форму обуви, каблука; через ту прическу, которую вы будете к себе адаптировать; через оправу очков… Потому что старомодность сразу может выразиться вот в этом. Но самое главное – обрести свою гамму и свой стиль в одежде! Видите, как долго я отвечаю на вопрос этой блондиночки… Если вы не знаете своей гаммы, дорогие мои, то тогда вы не женщины. Женщина должна знать – в этом ее тонкость. Мужчина может делать ошибки – а женщина не должна, она на то и тонкое существо, которое живет эмоциями, чувствами… Вы должны это выразить через свою одежду для того чтобы это видели, и вы будете всегда на виду!

Вот сейчас у меня в группе в Стамбуле была очень известная Кутюрье, создательница моды из Петербурга, ее зовут Татьяна Котегова. Это – одна из самых элегантных женщин в России, потому что именно элегантных женщин в России днем с огнем… У нас могут быть женщины гламурные, модные, Робски, Собчак, такие, в шоколаде, не в шоколаде… А это – элегантная женщина. Которой все-таки сильно за шестьдесят. И у нее волосы крашены хной в такой рыжий цвет, как будто она апельсиновая бабушка! Такой оттенок… И у нее небольшие глаза. Но как она одевается – в этом возрасте! – в какие вещи, как она подчеркивает этот цвет волос аксессуарами, формами, асимметрией… Потрясающе! Все ходили и учились – она была с утра до вечера образец элегантности. К завтраку прекрасна, к обеду, и всегда оригинальна – всегда свое, всегда чутье…

Участницы встречи осинок-2007 не только внимательно слушают, но и с удовольствием задают вопросы Александру Васильеву!
Участницы встречи осинок-2007 не только внимательно слушают, но и с удовольствием задают вопросы Александру Васильеву!

К чему я это говорю? Возраст – не помеха! И крашеные волосы не помеха. Понимаете? Только надо этот стиль поддержать и развить. Не всем дано! Поймите, дамы – не у всех есть вкус, это прирожденное чувство, как слух. Мы же допускаем, что есть люди, которые могут с детства петь, а есть которым медведь на ухо – ничего не получается… И только в хоре, в третьем ряду… (Смех в зале) Нельзя развить слух! Нельзя развить слух! Нель-зя! Никакого из вас не выйдет Ростроповича никогда, если нету дара. Но научить играть элементарную гамму – да. Так и со вкусом. Если у вас его нету – а он обычно от бабушки, от дедушки, от папы и от мамы передается – если у вас нету зачатков вкуса, то вы можете его развивать только на уровне бытовом. Вам скажут, вот серый хорошо вот с этим сиреневым… – О! Запомнила! Буду делать так. Черно-белая классика – сочетание всегда всем идет – Понимаю! Не дурочка… Понимаете? Это не будет высокий полет, но в яму вы не упадете.

А теперь я отвечу на вопрос брюнетки… Брюнеточка? Мелированная?.. Нет, она шатенка!

Александр Васильев - один из самых ярких и выразительных лекторов! Он очаровывает своим удивительным шармом и артистизмом. Неудивительно, что осинки, пришедшие на встречу, завороженно его слушают!
Александр Васильев - один из самых ярких и выразительных лекторов! Он очаровывает своим удивительным шармом и артистизмом. Неудивительно, что осинки, пришедшие на встречу, завороженно его слушают!

Одна из осинок: Меня зовут Олеся. У меня два вопроса… Вернее, один вопрос с двумя сторонами медали. Второй вопрос – как при всем при том, что и сумка модная в этом сезоне, и оправа очков модная, я слежу за модой, я в курсе – как при этом не стать рабой моды? И первый вопрос – что мне делать, если у меня вкуса нет?

Александр Васильев: Значит, во-первых – когда у вас вкуса нет, никому об этом не говорите! (Смех в зале) Это должно быть женской тайной, секретом. Это секрет! Знаете, есть женские тайны, которые женщина никому не скажет – может, у вас родинка на ноге, и вы не хотите никому об этом сказать… может кто-то там хромает как-то… Это – ваша тайна. Не говорите никому! Скажите, что вы на пути… развития новых эстетических идеалов. (Смех и аплодисменты в зале) Это лучше, правда? Это первое.

Второе. Рабой моды быть неплохо. В принципе, это неплохо, это значит, что вы в курсе вещей. Мода, конечно, построена – это принцип моды! – на саморазрушении. Пока вы это не поймете, вы не поймете движения моды. Знаете, как сказал Станиславский? Мода так ужасна, что ее нужно менять каждый сезон. Если она была бы прекрасна, она была бы статична. А статичная мода только одна – та, которую придумали в Древней Греции, драпировки… Вот эта статичная мода, она пять веков просуществовала – всегда прекрасна и вечна! Поэтому когда классика – всегда драпировки, всегда пропорции – это вечно, менять не надо… Не надо. Но вы же не ходите так? Нет! А все остальное выходит из моды, иначе вы не будете покупать.

Создатель моды обязан сказать вам – Вы что, вообще? Как вы одеты? Это ж шесть месяцев назад я вам предлагал! Но щас-то это барахло!!! Щас эти полоски – ну прооосто не смешно… Это надо было носить в сентябре… А у нас теперь ноябрь!

Это – принцип. Потому что они хотят денег. Все хотят жить. Они должны вас погнать в магазин, в бутик – это их задача! Это психологическое воздействие, для этого есть телевидение, для этого существует реклама, для этого существуют все глянцевые журналы, которые живут от того, что печатают рекламу – а между ней какие-то статейки, чтобы эта реклама не выглядела сброшюрованной. Понимаете, как они живут? Им надо довести до вашего сведения, что, мол, не забудьте сходить в Дольче-и-Габанна-Труссарди-Пуччи-Гуччи-Ямамучи, вы должны побывать там, а иначе… И вот вы уже попались на крючок. Если вы говорите – я в курсе всего, но я не хочу быть жертвой моды – значит, вы уже жертва моды. Раз это вас волнует!.. Потому что есть люди, которых это совершенно не волнует. Значит, вы попались. Но в этом нет ничего плохого! Просто нужно соизмерить это – главное! – с вашим бюджетом, потому что есть такие вещи, которые – ну, бессмысленно! За модой угнаться нельзя, поверьте. Если вы не живете с ней в одном ритме, мода всегда будет впереди – уже будет впереди в Милане… уже будет впереди в Париже, в Лондоне… Пока она дойдет до Москвы, пройдет шесть месяцев минимум, а потом год,.. а раньше и вообще по пять лет были отставания, правда?

Главное я вам сказал – вот смотрите, какой у вас цвет глаз… Изумительный цвет глаз! Любуюсь на ваш оттенок – нефрит, какая красота! Ну, красавица сидит передо мной. А она их даже не выявляет! К волосам прекрасно у нее подобран фуляр, потрясающе, очень хорошо, со вкусом. Цвет хороший. Но глаза… не выявлены! Драма? Драма. (Смех в зале) А ведь красавица писаная, смотришь на нее – прямо приятно, растекается такая теплота… (Смущенная красавица благодарит маэстро)

Что еще вы хотите спросить, осиночки? Пожалуйста, моя маленькая!

Slava Zaitsev. Модель с показа осень/зима 2008.
Slava Zaitsev. Модель с показа осень/зима 2008.

Одна из осинок: Екатерина. Скажите…

Александр Васильев: Какие у вас красивые бусы! Гламурные… Ооо, да у нее еще много чего!

Одна из осинок: На заказ, у художника…

Александр Васильев: Молодец! А вы художница? Кто вы, расскажите…

Одна из осинок: Я журналистка.

Александр Васильев: Да это же моя любимая профессия!

Одна из осинок: Я хотела спросить как мама…

Александр Васильев: У вас уже есть дети? Маленькие?..

Одна из осинок: Уже не маленькие. Начинающая отроковица семи лет.

Александр Васильев: Прекрасно!

Одна из осинок: Меня интересует вопрос воспитания в девочках вкуса. Потому что когда я обсуждаю это с мамами других девочек, то они настаивают на практичности, немаркости… и часто разряжают девочек к определенным датам. А я пытаюсь объяснить, что невозможно одевать девочку как-то очень скромно-немарко-практично, а потом вдруг в один прекрасный день у нее появится вкус…

Александр Васильев: Нет, не будет никогда. Понимаете, вы говорите об обывателях. Потому что есть очень много обывателей и ничего нельзя с этим сделать – у них обывательский вкус, вот они считают так. Но! Для того чтобы развить вкус у любого ребенка – у девочки ли, у мальчика – есть только две вещи. Это природа и искусство. Это то, что нам приносит красоту. Надо пробудить эстетическое чувство. Эта эстетика у нас сконцентрирована только в двух вещах – в природе и в искусстве, больше ни в чем. Красоту нам может подарить звездное небо – простите за эти банальности! – луна, горы, пейзажи, лес, реки, озера, цветовые сочетания в природе, цветы, безусловно… Все животные! Безвкусных животных нет – никогда не думали об этом? Нет такого, чтобы безвкусная птица… безвкусный тигренок… ну как это может быть, а?

Зал: Хрюшка…

Александр Васильев: Нет! Она очаровательна! Безвкусная рыба – не может быть… Природа дарит нам основы вкуса. Безвкусный листок – не бывает! Вот это запомните.

И искусство. В разных проявлениях. Вкус воспитывают и литература и поэзия, музыка воспитывает вкус – обязательно! –

| Фрагменты книги Александра Васильева "Я сегодня в моде..."

автор: Осинка
Благодарим Александра Васильева и издательство "Этерна" за помощь в подготовке публикации. В иллюстрациях использованы материалы книг-открыток Александра Васильева из серии «Carte Postale».

Что будет модно в России в ближайшие десятилетия? Как найти собственный стиль? В чем отличие моды от стиля? С какой цикличностью повторяются модные тенденции? На все эти вопросы Александр Васильев отвечает с беспристрастной откровенностью историка в своей книге "Я сегодня в моде", фрагменты которой мы публикуем в этом материале с разрешения издательства "Этерна".


Фрагменты книги Александра Васильева "Я сегодня в моде..."

К 50-летию самого популярного историка моды, Александра Васильева, в издательстве “Этерна” была выпущена необычная книга "Я сегодня в моде...". В 320 страниц этого издания вошли ответы Александра Васильева на всевозможные вопросы о нем самом, моде, стиле и взглядах маэстро на самые разные нюансы нашей жизни. Эти вопросы ему задавали в бесчисленных интервью, на лекциях, на ток-шоу и на радио. Это те вопросы, которые больше всего интересуют слушателей, зрителей и поклонников этого удивительного человека, Александра Васильева.

Зная об особой любви наших посетителей к Александру, мы обратились в издательство "Этерна" с просьбой опубликовать на Осинке ответы маэстро на некоторые вопросы, представленные в книге. Ниже мы публикуем материал, любезно предоставленный издательством, и фотографии из личного архива Александра Васильева с его дружеского согласия.

Вопрос: Есть ли рецепт того, как правильно одеваться?

Александр Васильев: Во-первых, всегда важно помнить о том, что не надо смешивать больше трех цветов в одном наряде. Четвертый цвет всегда лишний. Второе правило: женщине всегда следует думать о том, что нужно снять, а не что нужно добавить. Третье правило: помните о том, что следить за модой смешно, а не следить — глупо. Умение почувствовать эту тонкую грань и есть чувство стиля. Это умение каждый должен в себе развивать. Это не значит, что нужно стремиться стать иконой моды, это не каждому дано, но научиться быть элегантной — можно.

Лучше быть стильным, чем модным. Еще мне кажется важным (это совет женщинам старшего возраста) не стараться выглядеть девочкой. Лучше быть гламурной старушкой, чем старой девочкой. Многие в своем стремлении омолодиться выглядят смешно и патетично. И последнее: избегайте одежды с нашитыми лейблами — когда женщина выглядит как реклама модных домов, это пошло. Когда вы идете по Елисейским полям или по Бонд-стрит, вы всегда можете опознать россиянку именно по количеству выставленных напоказ брендов.

Вопрос: Как найти собственный стиль?

Александр Васильев: Первое – надо купить себе большое зеркало и адекватно оценить свой внешний вид, вес и возраст. Оцените цвет своих глаз и оттенок своей кожи. Выберите гамму цветов, которая сочетается с этими оттенками. Выберите крой одежды, который подходит вашему телосложению, вашей фигуре. Если вы полная, не носите ничего обтягивающего – ни-ког-да! Иначе вы будете выглядеть, как колбасное изделие фабрики Микояна. Не носите обувь на тонких каблуках, если вы слишком грузная. Не открывайте одновременно грудь и ноги – выбирайте что-нибудь одно. Следите за цветом ваших волос – избегайте ярких оттенков. Не изображайте из себя пепельную блондинку, если у вас вылезают черные корни. Тщательно подбирайте парфюм и макияж и не забывайте о чувстве меры.

Цветовая гамма в одежде подбирается под цвет глаз и волос. Широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие. А чёрное платье и нитка белого жемчуга — это костюм на все случаи жизни. Я больше люблю классический стиль одежды. Не люблю мини. Мне кажется, это вульгарно. Для развития вкуса я бы рекомендовал листать глянцевые журналы и смотреть фэшн-каналы ТВ.

В выборе одежды надо исходить из того, что вам идет, а не из того, что модно. И адекватно оценивать свои внешние данные. Воспитанный человек всегда скажет: моя фигура не позволяет надеть эту вещь, хотя она очень модная. Тем более что сегодня нет диктата моды, а существует как минимум десять направлений в одежде, из которых вы можете выбрать.

Следите за тем, как вы себя ведете. Стиль – это не только внешняя, но и внутренняя красота. Это то, как вы ходите, сидите, говорите. Вы можете купить самые наимоднейшие вещи в дорогом бутике, но если откроете рот и гаркнете бранное слово... Ну что тут скажешь?

Никогда не носите бриллианты днем, их можно носить только вечером после 17 часов. Выбирайте самоцветы в цвет ваших глаз. Подбирайте камни, которые соответствуют вашей комплекции. И еще – не обращайте серьезного внимания на тенденции. Они рождаются раз в шесть месяцев и долго не удерживаются. Мода создана для того, чтобы выйти из моды. Мода - для богатых бездельников, она направлена на забвение. А стиль – вечен!

Константин Сергеевич Станиславский сказал очень мудрую фразу: «Наша мода так ужасна, что ее надо постоянно менять». Я с ним согласен. У Бернарда Шоу тоже есть хорошее высказывание: «Следить за модой смешно, а не следить глупо». Выбирайте среднее между этими двумя грехами.

Вопрос: На подиумах одни субтильные барышни, а как быть полненьким женщинам?

Александр Васильев: Мода не для всех, она для богатых, для бездельников и для молодой хорошей фигуры. Остальным попросту нужен свой стиль и качественная одежда. Если у вас расплывчатые формы, значит, немодно кушали всё подряд. Не надо гнаться за модой — всё равно не угонитесь. Под модную одежду нужно иметь модную машину, модную квартиру, отдых на модном курорте, модную собаку. И модного мужа, который бы всё это оплачивал. Так что мода предназначена для людей с неограниченными возможностями. Конечно, можно модничать и в секонд-хенде, ведь винтаж тоже в моде.

Вопрос: В чем отличие моды от стиля?

Александр Васильев: Модное и стильное - понятия совершенно разные. Если мода подвержена забвению, то стиль смотрит в вечность. Не всякая модная женщина является стильной, а стильная - модной. Мода - это всегда очень дорого, а стиль - нет. Можно быть самой стильной - и ничего не потратить ради этого. А можно скупить все, что продается в модных галереях и остаться безвкусной и вульгарной.

Чтобы быть стильной, нужно иметь вкус, а он передается по наследству. Если у вас была бабушка со вкусом, он будет и у вас. А в тридцать пять лет появления вкуса ждать уже не приходится. Может быть, в этом и есть доля снобизма, но нельзя забывать, что не все можно купить за деньги.

Я считаю, что одеваться стильно можно без денег, но одеваться модно без денег нельзя. Сейчас в моде марки, и если вы хотите модничать, а у вас нет сумочки от Louis Vuitton, нет плащика от Hermes, нет джинсов Dolce & Gabbana, кофточки Сhanel, духов Dior, вы не попадаете в этот разряд.

Шанель сказала, что мода выходит из моды, а стиль — это константа. Стиль — манера говорить, питаться, жить в определенном доме, стране, климате, стиль виден даже в цвете, тканях, силуэтах. Мода — более быстротечное понятие. Глупы те, кто думает, что мода — это длина юбки, форма носика обуви. Мода — это манера ходить, танцевать, принимать те или иные лекарства, заводить тех или иных собак, поливать те или иные цветочки, жить в том или ином интерьере, слушать определенную музыку, носить мобильничек на шее… Все, что мы делаем в этой жизни, зависит от моды. Безусловно, мода и стиль могут иногда соприкасаться, но чаще всего — нет.

Вопрос: С какой цикличностью повторяются модные тенденции?

Александр Васильев: Самоотверженность моды в том, что она должна ниспровергнуть всех былых идолов, все те силуэты и расцветки, которые превозносила в прошлом сезоне. Поэтому всем модникам и модницам я желаю так же самоотверженно относиться к своему гардеробу, раздавать вышедшие из употребления вещи, расставаться без всякого сожаления с ненужной, вышедшей из моды обувью и не захламлять свой гардероб огромным количеством старых вещей в надежде на то, что мода на них вернется. Действительно, мода циклична, она возвращается, но возвращается лишь частично, репликами.

Не надо уходить и в другую крайность и накупать вороха одежды и аксессуаров. Большая проблема россиянок в том, что им "нечего носить" и "нет места в гардеробе". Если у вас слишком много денег и вы не знаете, куда их деть, потратьте их на благотворительность, отдайте в церковь, в детский дом, в больницу. Множество людей нуждается. Не стоит необдуманно бросаться деньгами. Но и делать из них фетиш тоже не стоит. Это ведь только бумага, пусть даже и с напечатанными на ней водяными знаками.

Единственные ценности, которые могут остаться с вами, - ваши ювелирные украшения, картины, скульптуры, мебель. В это действительно стоит вложить и деньги, и время. Так что повышайте культуру, образовывайтесь, думайте о будущем, стройте верные планы, вкладывайте деньги туда, куда нужно, а не в ерунду, и думайте о красоте и о высоком, потому что низкое само вас догонит.

Вопрос: Чем современные женщины отличаются от их прапрабабушек?

Александр Васильев: Раньше женщины не участвовали так активно в общественной жизни. Они сидели дома, вышивали, воспитывали детей. Спортом, конечно, не занимались, поэтому талии были гораздо тоньше. Вы не поверите, но в моей коллекции есть платье с талией 38 см! Объясняется это и ношением корсетов. Плечи у женщин были более покатыми, и грудь в корсаже выше. Фигуры очень изменились…

Вопрос: В чем вы видите различие между российской модой и западной?

Александр Васильев: Российская мода, несмотря на свои давние традиции, еще очень молода. У нее всего-то семнадцать лет свободного развития. И это при том, что у ее истоков были Ламанова, Экстер, Попова, Степанова, Аралова и Зайцев. Но модельеры советского времени развивались вне контекста западной моды.

Тогда не было выбора журналов, модного телевидения, было запрещено «идолопоклонничество». Все боялись, что их уличат в плагиате или в преклонении перед Западом, поэтому они эмпирическим путем проводили свою линию. И иногда у них это очень хорошо получалось. Как у Вячеслава Зайцева в 60—70-е годы. Просто потрясающе! Его гениальность — в том, что он так мог прочувствовать современность. А затем был период большого отставания. Сейчас оно практически сведено на нет.

Меня очень радует то, что я вижу на конкурсах молодых стилистов. Они показывают совершенно другой уровень российского моделирования. Все в курсе современных тенденций, все читают модные журналы, смотрят телевизор, владеют информацией. Часто даже педагоги знают меньше, чем их студенты. В общем будущее русской моды мне представляется в самых радужных красках. Хотя бы потому, что в России, в отличие от Запада, пока еще почти все школы государственные.

В парижский колледж с улицы можно зайти, плати деньги и будешь модельером. И не важно, есть у тебя талант, или его нет. Омские или московские студенты рисуют гораздо лучше, чем их сверстники в Париже. Их уровни даже нельзя сравнить. Еще очень важно, что в российскую моду приходит так много молодых людей. Не потому, что девушки хуже. Просто они выходят замуж и рожают детей. И это выбивает их из контекста мировой моды на несколько лет. А наверстать упущенное большинство из них не может, ведь конкуренция велика. В то время как 90% модельеров-юношей, как правило, не женятся.

Даже великие женщины в моде часто были одиноки и бездетны. Это особенность профессии дизайнера. Модельер имеет успех только в том случае, если он делает стиль для себя. Как, скажем, Виктория Андреянова, Татьяна Котегова, Юлия Янина, Юлия Далакян и другие. Так поступают и многие мужчины, делая женскую одежду. Когда мы смотрим на показ Гальяно, создается впечатление, что по подиуму ходят трансвеститы, а не женщины.

Вопрос: Что будет модно в России в ближайшие десятилетия?

Александр Васильев: Будущие тенденции напрямую зависят от демографической ситуации в стране. Какой будет мода в ближайшие десятилетия, я могу только предполагать. Почему, вы думаете, у нас полная женщина ходит с голым животом, с пирсингом в пупке, на шпильках? Или надевает брюки с заниженной талией, откуда вываливается живот и еще трусы видны? Почему наши женщины любят декольте и чересчур много красятся? Это смешно и нелепо! Так вот, я считаю, что это не столько от недостатка вкуса, сколько от того, что в нашей стране много одиноких женщин, и они хотят привлечь к себе внимание.

В выступлениях политиков прозвучала мысль о том, что нам надо приглашать гастарбайтеров из Китая. Они приедут к нам на пять лет, поработают и уедут обратно. Так вот, мой прогноз – никуда они не уедут! Женятся на одиноких женщинах. Так и решится демографический вопрос, и изменится мода. Она будет все более азиатской. Именно китайские модельеры будут диктовать мировые тенденции в ближайшие десятилетия.

Вопрос: Что Вы имете в виду, говоря о России как о «санитаре моды»?

Александр Васильев: Если бы не русские, которые подсели на все французское и итальянское, легкая промышленность этих стран не была бы такой успешной. Россия сегодня — «санитар моды», она с радостью младенца скупает все: от духов до нижнего белья и украшений. Поскольку мы столь великолепные покупатели, русский вкус стал изменять характер моды.

Французы и итальянцы стали присматриваться к главному своему потребителю. Как ни странно, наша неумеренность восхищает иностранцев, околдовывает. У русской дамы каблук так каблук — одиннадцать сантиметров минимум, если бриллианты, то огромных размеров, каратов по 30! Все это не может не привлекать.

Вопрос: Можно ли предсказать моду?

Александр Васильев: Никто никогда с успехом не предсказал моду в долгосрочной перспективе. Она - не прихоть дизайнера, а зеркало жизни. Мода зависит от того, что происходит со страной. Кто знал, например, что будет Первая мировая война и женщины укоротят юбки, подрежут волосы и пойдут на производство? Что человек полетит в космос, и люди захотят носить элементы космической одежды: водолазки, колготки, шлемы, ткани с металлизированным покрытием. Что движение хиппи охватит весь мир, и станут модными рваные джинсы, длинные волосы, цветы и индийские украшения. Кто мог думать, что девушки и юноши в России будут носить африканские косички и пирсинг. Это - мода, и ее не запретить. Все это придумали не дизайнеры, сегодня они практически ничего не вершат.

При этом краткосрочные прогнозы на 2—3 года вполне реальны. Во Франции есть знаменитая голландка Лидевиж Аделькоорт. Она руководит институтом модного прогнозирования. К ней обращаются специалисты и байеры из многих компаний и Домов, она организовывает пользующиеся большим успехом конференции. И ее прогнозы всегда сбываются, ведь они основаны на знании истории.

Вопрос: Всегда ли мода на каждом историческом этапе использует мотивы ретро?

Александр Васильев: Всегда! Это естественная сокровищница человеческой культуры. Мы всегда ищем в костюмах фрагменты египетской моды, готической, или рокайльной, ампирной, ар-декошной или, скажем, элементы стиля хиппи. Так будет всегда. Ведь человеческое тело не меняется так стремительно, как стиль одежды. Придумать что-то кардинально новое невозможно хотя бы потому, что люди придумывают это новое последние шесть тысяч лет - с тех пор как существует ткань. Но, впрочем, были в мире моды и чистые новаторы - например, Пьер Карден, который не повторял стили прошлого.

Вопрос: Каковы основные закономерности современной моды?

Александр Васильев: Во-первых, естественно, ускорение циклов. Второе, это продолжение традиций минувшего века, что уже случалось раньше. Давайте, к примеру, сравним 1900-е и 2000-е годы. В начале XX века мода продолжала линию «прекрасной» эпохи: длинные колоколообразные юбки, корсеты, приподнятая грудь. С другой стороны, в ту пору был большой интерес к натуральным материалам, ручной работе, светлым, пастельным тонам, цветочным мотивам в орнаментах. Все это характерно и для современной моды. Главные перемены произошли в 1914 году, с началом мировой войны. Женщины сняли корсеты. Поль Пуаре уже до 1910 года выпускал на показы моделей без них, но до войны это никого не заинтересовало.

Сейчас женщинам уже снимать нечего. Остается только надевать. Надевать больше. Я думаю, что именно в этом проявится влияние мусульманских идей. Мода в ближайшем будущем обязательно поскромнеет. Это же очевидно. Сейчас женщина настолько разделась, что должна опять начать одеваться. Ведь после наполеоновских войн женщины ходили в сильно декольтированных прозрачных муслиновых платьях, а потом вновь задрапировались.

Далее. В моде пока доминирует американская идея, то есть господствует спортивность и стиль унисекс: шорты, топы, стрижки, кроссовки, стройные фигуры. Европейская же идея более загадочная, историческая. Для французской, итальянской, английской моды как раз раздевание-то не очень характерно. И я уверен, что дальнейшее развитие моды будет связано с дискредитацией американской идеи. Не мода будет дискредитирована, а сам образ жизни. Соответственно, изменятся и их идеи в моде.

Важной закономерностью современной моды является и ее всемирный охват. Сегодня нет ни одной страны, кроме, пожалуй, ряда мусульманских, где женщины и мужчины бы ей не интересовались.

Вопрос: Вы часто носите на руке красивый перстень. Что это за камень?

Александр Васильев: Это сердолик. Старинная персидская вещь. И на перстне надпись: «Помни о своем времени». И я стараюсь о нем помнить.

Milisa

2002 год - с Майей Михайловной Плисецкой.

на фотохостинг →

А вот и оригинал фото...

Свежий журнал, посвящённый господину Васильеву. Пополнения гарантированы.
http://stop-vasiliev.livejournal.com/


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания